МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 июня 2015 г.
N ГД-4-3/11229@
О ТОРГОВОМ СБОРЕ
В соответствии с
Федеральным законом от 29.10.2014 N 382-ФЗ О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Федеральный закон N 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена глава 33 Торговый
сбор Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 4
статьи 4 Федерального закона N 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с главой 33
части второй Кодекса может быть введен в городах федерального значения Москве,
Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных
образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после
принятия соответствующего федерального закона.
Законом города
Москвы от 17.12.2014 N 62 О торговом сборе с 01.07.2015 на
территории города Москвы введен торговый сбор.
Пунктом 1
статьи 411 Кодекса установлено, что плательщиками торгового сбора признаются
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды
предпринимательской деятельности на территории муниципального образования
(городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в
отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования
(законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
установлен указанный торговый сбор, с использованием объектов движимого и (или)
недвижимого имущества на территории этого
муниципального образования (городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя).
От уплаты
торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых
нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен
торговый сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие
патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской
деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или
недвижимого имущества (пункт 2 статьи 411 Кодекса).
Пунктом 1 статьи
418 Кодекса определено, что органы местного самоуправления (органы
государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче
налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в пределах,
установленных статьей 418 Кодекса.
На основании пункта
2 статьи 418 Кодекса нормативным правовым актом представительного органа
муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия,
указанные в пункте 1 статьи 418 Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3
статьи 418 Кодекса уполномоченный орган в соответствии с законодательством
осуществляет контроль за полнотой и достоверностью
информации об объектах обложения торговым сбором на территории своего
муниципального образования (городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга или Севастополя).
При этом функции по
приему уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового
сбора, их обработке, а также приему и обработке информации, получаемой от
уполномоченного органа в отношении плательщиков торгового сбора, возлагаются на
налоговые органы.
В связи с
изложенным выше налоговым органам необходимо руководствоваться следующим.
I. Постановка на учет, снятие с учета организации
или индивидуального
предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора в
налоговом органе
1.1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального
предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе
осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика торгового
сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации,
представленной в налоговый орган, указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса
уполномоченным органом (пункт 1 статьи 416 Кодекса).
Постановка на учет,
снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве
плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:
а) по месту
нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская
деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с
использованием объекта недвижимого имущества. В частности, в отношении
следующих видов торговли:
торговля через
объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов (за исключением
объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся
автозаправочными станциями);
торговля через
объекты стационарной торговой сети, имеющих торговые
залы;
торговля,
осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
деятельность по
организации розничных рынков;
б) по месту
нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в
иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной
торговой сети).
Если
несколько объектов торговли, в отношении которых установлен торговый сбор,
находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения
Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных
разным налоговым органам, постановка на учет плательщика торгового сбора
осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о
котором поступили от плательщика торгового сбора (уполномоченного органа)
ранее, чем о других объектах (пункт 7 статьи 416 Кодекса), либо объекта, указанного первым в
Уведомлении о постановке на учет (информации, представленной уполномоченным
органом).
Постановка на учет
в качестве плательщика торгового сбора производится в течение пяти дней после
получения налоговым органом указанных в настоящем пункте документов. В течение
пяти дней с даты постановки на учет плательщику
торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом
органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора (пункт 3 статьи 416 Кодекса).
1.2. Датой
постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата
возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении либо в
информации, представленной уполномоченным органом.
1.3. Предоставление плательщиком сбора в налоговый орган уведомления о
постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в связи с
возникновением нового объекта обложения сбором либо получением информации о
возникновении нового объекта обложения сбором, представленной в налоговый орган
в соответствии с пунктом 4 статьи 418 Кодекса, после постановки на учет в
качестве плательщика сбора, не влечет повторную постановку на учет в качестве плательщика сбора.
1.4. Организации и
индивидуальные предприниматели, использующие объекты движимого или недвижимого
имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности до
01.07.2015, в отношении которого с указанной даты будет установлен торговый
сбор, обязаны представить в соответствующий налоговый орган уведомление о
постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее
07.07.2015. Дата возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет
считаться 01.07.2015.
Снятие с учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня
получения налоговым органом документов, указанных в абзаце первом настоящего
пункта.
Датой
снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве
плательщика торгового сбора является дата прекращения осуществления
плательщиком торгового сбора вида деятельности, указанной в уведомлении (пункт
4 статьи 416 Кодекса), или дата постановки на учет в случае, если снятие с
учета осуществляется на основании информации об отмене акта о выявлении нового
объекта обложения торговым сбором, на основании которого осуществлена указанная постановка на учет.
При снятии с учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора, такому плательщику сбора в течение пяти дней со дня снятия с
учета выдается (направляется) соответствующее уведомление:
Уведомление о
снятии с учета российской организации в налоговом органе по форме N 1-5-Учет,
утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@;
Уведомление о
снятии с учета иностранной организации в налоговом органе по форме N
11-УС-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@;
Уведомление о
снятии с учета физического лица в налоговом органе по форме N 2-4-Учет,
утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
II. Контроль за правильностью отражения
информации в
уведомлении о постановке на учет организации
или индивидуального
предпринимателя в налоговом органе
в качестве
плательщика торгового сбора
2.1. Информация,
содержащаяся в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика
торгового сбора, подлежит контролю на предмет:
правильности
указания ставок торгового сбора, установленных соответствующими нормативными
правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
правомерности
применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного
определенным категориям плательщиков;
выявления в расчете
сумм торгового сбора ошибок (искажений).
2.2. В случае обнаружения налоговым органом в уведомлении о постановке
на учет в качестве плательщика торгового сбора неверного исчисления суммы
торгового сбора, подлежащей уплате, налоговый орган вправе при обнаружении
указанного факта проинформировать об этом плательщика торгового сбора и предложить
ему в течение 5 дней представить необходимые пояснения или внести
соответствующие исправления в уведомление.
В случае, если в установленный срок не представлены пояснения, не
внесены исправления или после представления соответствующих пояснений вопрос
неверного исчисления суммы торгового сбора не урегулирован, налоговый орган
направляет соответствующую информацию в уполномоченный орган для проверки
достоверности сведений, указанных в уведомлении, представленном плательщиком
торгового сбора.
До реализации
программного обеспечения, позволяющего производить автоматизированное
направление вышеуказанной информации, взаимодействие между налоговыми органами
и уполномоченными органами осуществляется посредством общеустановленного
порядка документооборота.
III. Исчисление и уплата сумм торгового сбора
3.1. Уплата
торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее
25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (пункт 2 статьи 417
Кодекса).
Уплата сумм
торгового сбора осуществляется организациями или индивидуальными
предпринимателями, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в
налоговом органе:
а) по месту
нахождения объекта недвижимого имущества - с указанием реквизитов получателя
платежа и кода по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика
торгового сбора;
б) по месту
нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - с
указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве
плательщика торгового сбора, а кода по ОКТМО по месту осуществления торговой
деятельности.
3.2. Если в течение
периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины
физической характеристики по объекту осуществления торговли, то такой
плательщик торгового сбора при исчислении суммы торгового сбора должен
учитывать указанное изменение с начала того квартала, в котором произошло
увеличение величины физической характеристики. При уменьшении величины
физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода
обложения такое изменение учитывается со следующего периода обложения
(квартала) (пункт 1 статьи 412 Кодекса).
3.3. В случае представления в налоговый орган от уполномоченного органа
информации о выявленных объектах обложения торговым сбором, в отношении которых
в налоговый орган плательщиком торгового сбора не представлено уведомление или
в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый
орган в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации
направляет плательщику торгового сбора требование об уплате сбора.
Указанная в
требовании сумма торгового сбора исчисляется на основании сведений,
представленных в налоговые органы уполномоченным органом (пункт 3 статьи 417
Кодекса). При этом срок уплаты торгового сбора, указанный в пункте 2 статьи 417
Кодекса, может еще не наступить.
Согласно пункту 4
статьи 69 Кодекса требование об уплате должно быть исполнено в течение восьми
дней с даты получения указанного требования, если
более продолжительный период времени для уплаты налога (сбора) не указан в этом
требовании.
В целях
соблюдения положений пунктов 2, 4 статьи 69 и пункта 3 статьи 417 Кодекса,
необходимо учитывать, что при формировании требования об уплате торгового сбора
на основании актов о выявлении нового объекта обложения сбором или о выявлении
недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором, составляемых в
соответствии со статьей 418 Кодекса, в случае, если срок уплаты торгового сбора
больше срока, отведенного на
исполнение требования, срок исполнения данного требования должен
соответствовать сроку уплаты торгового сбора, а именно 25-ое число месяца,
следующего за периодом обложения (квартала).
Требование
об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций,
индивидуальных предпринимателей) в строке Основания взыскания налогов
(сборов, пеней, штрафов, процентов) должно содержать данные о
наименовании уполномоченного органа, направившего информацию, а также о виде и
реквизитах актов, составленных указанными органами.
В иных случаях
требование об уплате сбора направляется в общеустановленном порядке.
3.4. В случае снятия с учета российской организации (индивидуального
предпринимателя) в налоговом органе, отличном от налогового органа по месту
нахождения (месту жительства), в связи с прекращением деятельности, подлежащей
обложению торговым сбором, карточки РСБ по торговому сбору, которые
имеют отрицательное или положительное значение, подлежат передаче в налоговый
орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального
предпринимателя).
Налоговым органом
по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика должны быть открыты
карточки РСБ с ОКТМО по месту ранее осуществлявшейся деятельности
для дальнейшей работы.
IV. Информационное взаимодействие
4.1. Информационное
взаимодействие между уполномоченными органами и налоговыми органами
осуществляется на региональном уровне.
Поступившая
в УФНС России по субъекту Российской Федерации от уполномоченного органа
информация о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или о выявлении
недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также
сведения об их отмене подлежат направлению в соответствующий территориальный
налоговый орган в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления такой
информации:
а) по месту
нахождения объекта недвижимого имущества;
б) по месту
нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в
ином случае.
До реализации
программного обеспечения, позволяющего проводить автоматизированный
информационный обмен информацией, взаимодействие между налоговыми органами
осуществляется посредством общеустановленного порядка документооборота.
4.2. С 01.01.2015
не относятся к налоговой тайне сведения, которые предоставляются органам
местного самоуправления для контроля за полнотой и
достоверностью информации, предоставленной плательщиками местных сборов, для
расчета сборов, а также о суммах недоимки по указанным сборам (подпункт 8
пункта 1 статьи 102 Кодекса).
Форма и формат,
информационного взаимодействия налоговых органов и уполномоченного органа в
электронном виде, утверждаются протоколом взаимодействия сторон на основании
заключенных соглашений.
V. Рассмотрение жалоб плательщиков торгового сбора
5.1. При выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении
которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в
уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение 5
дней должен составить акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором
или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения
торговым сбором (пункт 4 статьи 418 Кодекса).
Акты о выявлении
нового объекта обложения торговым сбором или акты о выявлении недостоверных
сведений в отношении объекта обложения торговым сбором могут быть обжалованы
плательщиком торгового сбора в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Порядок
рассмотрения и направления в государственный орган или должностному лицу в
письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления или
жалобы, а также устного обращения регулируется Федеральным законом от
02.05.2006 N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации (далее - Закон N 59-ФЗ).
Установленный
Законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все
обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в
порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными
федеральными законами (пункт 2 статьи 1 Закона N 59-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 1 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение
непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или
тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
обращении вопросов.
При этом в силу
пункта 6 статьи 8 Закона N 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение
в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу,
решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В этой
связи жалоба на акт уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения
торговым сбором или акт уполномоченного органа о выявлении недостоверных
сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также на действия
(бездействие) должностных лиц уполномоченного органа рассматривается согласно
требованиям Закона N 59-ФЗ вышестоящим органом по отношению к уполномоченному
органу или вышестоящим должностным лицом по отношению к должностному лицу этого уполномоченного органа.
Жалобы на акты налоговых
органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц
направляются и рассматриваются в порядке, установленном главами 19, 20 Кодекса.
VI. Исчисление налогов плательщиками торгового сбора
6.1. При исчислении
налогов плательщиками торгового сбора налоговым органам необходимо учитывать
следующее:
а) по
налогу на доходы физических лиц в случае осуществления налогоплательщиком в
субъекте Российской Федерации по месту своего учета вида предпринимательской
деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса
установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога,
исчисленного по итогам налогового периода по ставке, установленной пунктом 1
статьи 224 Кодекса, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (пункт 5 статьи 225
Кодекса);
б) по
налогу на прибыль организаций в случае осуществления налогоплательщиком вида
предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой
33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму
налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного)
периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации,
в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на
сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до
даты уплаты налога (авансового платежа) (пункт 10 статьи 286 Кодекса);
в) по
налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской
деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса
установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения,
установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса, вправе уменьшить сумму налога
(авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по
объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное
образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или
Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора,
уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (пункт 8 статьи
346.21 Кодекса).
6.2. Положения
пункта 5 статьи 225 Кодекса, пункта 10 статьи 286 Кодекса, пункта 8 статьи
346.21 Кодекса не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в
отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому
уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика
торгового сбора. Положения указанных статей Кодекса также не применяются в
случае отсутствия фактической уплаты сумм торгового сбора в отношении объекта
осуществления предпринимательской деятельности.
Несвоевременное
представление плательщиком торгового сбора уведомления о постановке на учет в
качестве плательщика торгового сбора не лишает такого плательщика права на
уменьшение соответствующей суммы налога в порядке, предусмотренном пунктом 5
статьи 225 Кодекса, пунктом 10 статьи 286 Кодекса или пунктом 8 статьи 346.21
Кодекса.
VII. Ответственность плательщиков торгового сбора
7.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Кодекса постановка на учет,
снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве
плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего
уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на
основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса
уполномоченным органом в налоговый орган.
Согласно пункту 2
статьи 416 Кодекса плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не
позднее пяти дней с даты возникновения объекта
обложения сбором.
Пунктом 1 статьи
116 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком
установленного Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом
органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, в связи
с чем применение ответственности за непредставление уведомления о постановке на
учет неправомерно.
Вместе с
тем, пунктом 1 статьи 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление
в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)
в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и
иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит
признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6
Кодекса, а также пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.
В этой связи, если
плательщиком торгового сбора представлено несвоевременно соответствующее
уведомление, такой плательщик торгового сбора подлежит привлечению к
ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Пунктом 2 статьи
116 Кодекса предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией
или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
по основаниям, предусмотренным Кодексом в виде взыскания штрафа в размере 10
процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате
такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Таким образом, при
наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки
на учет в качестве плательщика сбора, получения доходов в указанный период
плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности,
предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Кодекса.
В частности, таким
доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта
обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового
объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее
представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового
сбора.
ФНС России поручает
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации
довести данное письмо до подведомственных налоговых органов и
налогоплательщиков.
Действительный
государственный
советник
Российской
Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО