Суть обращения:
О проявлении должной осмотрительности при выборе налогоплательщиком
контрагентов.
МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 ноября 2012
г. N ЕД-4-3/20268@
Федеральная
налоговая служба, рассмотрев обращение ООО о разъяснении вопросов применения
налогового законодательства, сообщает следующее.
Постановлением
Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53 Об оценке
арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой
выгоды предусмотрено, что налоговая выгода может быть признана
необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик
действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть
известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений
взаимозависимости или аффилированности
налогоплательщика с контрагентом.
В этой связи ФНС
России рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с
которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки.
В частности, как
следует из ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ О коммерческой
тайне, некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть
хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны,
отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации. К таким
сведениям, например, могут относиться следующие сведения:
- содержащиеся в
учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт
внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в
соответствующие государственные реестры;
-
содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской
деятельности;
- о нарушениях
законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за
совершение этих нарушений;
- о перечне лиц,
имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- информация из
других официальных источников.
Кроме того,
для информационной поддержки налогоплательщиков на интернет-сайте ФНС России
(www.nalog.ru) размещаются сведения об адресах, указанных при государственной
регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так
называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для
фирм-однодневок), а также наименования юридических лиц, в состав
исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Вместе с тем
согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну
составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за
исключением сведений в том числе:
- являющихся
общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя -
налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства
о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Учитывая изложенное, налогоплательщик в целях проявления должной
осмотрительности в выборе контрагентов, в том числе проверки реальности их
коммерческой деятельности, вправе:
1) запросить у
контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
2) воспользоваться
сервисами, размещенными на интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru);
3) обратиться в
налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении
контрагентов нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах
ответственности за данные нарушения.
Действительный
государственный
советник
Российской
Федерации
3 класса
Д.В.ЕГОРОВ
30.11.2012