МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 сентября 2012
года
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ
ПИСЬМО
О НЕОБХОДИМОСТИ
СОЗДАНИЯ ПРИ СТАЦИОНАРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
СЕМЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ГРУПП И РАЗВИТИЯ СЛУЖБ СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Одной из ключевых
задач, поставленных в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012
- 2017 годы, является реформирование сети и повышение эффективной деятельности
учреждений для детей-инвалидов, обеспечение в соответствии с международными
стандартами их прав на воспитание в семьях.
В этой связи
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, проанализировав
действующую нормативную правовую базу в отношении детей-инвалидов и
существующую сеть учреждений социального обслуживания для детей с серьезными
нарушениями в интеллектуальном развитии и детей с физическими недостатками,
полагает необходимым отметить следующее.
Организация
социальной защиты населения в настоящее время предполагает комплексный подход к
решению проблем поддержки детей, имеющих ограничения здоровья, проживающих в
учреждениях для детей с ограниченными возможностями: детских домах-интернатах
для детей.
На 1 января 2012
года в субъектах Российской Федерации действуют 129 детских домов-интернатов
для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (детских
домов-интернатов для умственно отсталых детей - 121, детских домов для детей с
физическими недостатками - 8).
Общая вместимость
вышеуказанных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья
составляет порядка 25 тыс. койко-мест, проживает в них порядка 21,9 тыс. детей.
Вместе с тем, в
системе социального обслуживания детей-инвалидов имеются проблемы, связанные с
перенаселенностью детских домов-интернатов социального обслуживания, постоянно
растущей очередностью на поступление в названные учреждения.
Данные
обстоятельства вызывают необходимость поиска альтернативы интернатному
проживанию детей.
Органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется
целенаправленная работа по совершенствованию правового регулирования по
вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и развитию
различных форм семейного устройства детей-инвалидов.
В отдельных случаях
дети-инвалиды из системы стационарных учреждений социального обслуживания
передаются под опеку в приемные семьи. Однако такие случаи являются единичными.
Поэтому
единственной возможностью для них жить вне интернатной
системы в условиях, приближенных к семейным отношениям, - это устройство в так
называемые семейные воспитательные группы. Такая форма предполагает закрепление
за учреждением функции законного представителя воспитанника по защите его прав
и интересов, подбор и подготовку воспитателя. Одновременно интернат
обеспечивает постоянный психолого-медико-социальный патронаж воспитанников,
социально-правовую помощь, осуществляет контроль за
выполнением воспитателем семейной воспитательной группы своих обязанностей и
рекомендаций специалистов учреждения.
Создание таких
групп в качестве структурных подразделений учреждений рекомендовано, в
частности, постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N
25 Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах и
центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Несовершеннолетний,
помещаемый в семейную воспитательную группу, остается воспитанником учреждения.
Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально,
проходит предварительную подготовку. Воспитатель в соответствии с возложенными
на него обязанностями несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и
обучение несовершеннолетнего.
Семейные
воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные
условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации
несовершеннолетних.
Однако, семейные воспитательные группы не упомянуты в числе
структурных подразделений, рекомендованных постановлением Минтруда Российской
Федерации от 8 августа 2002 г. N 54 Об утверждении Методических рекомендаций
по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения
Дом-интернат для умственно отсталых детей к созданию в
домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими
недостатками, в связи с чем широкого распространения практика создания таких
структурных подразделений при домах-интернатах не нашла.
Учитывая,
что полномочия по социальному обслуживанию, в том числе детей-сирот,
безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих
детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), отнесены к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации,
полагаем необходимым в нормативной правовой базе субъекта Российской Федерации,
регулирующей данные вопросы, предусматривать создание семейных воспитательных
групп в качестве структурных подразделений домов-интернатов для умственно отсталых детей и домов-интернатов для детей с физическими
недостатками.
С целью продолжения
процесса социализации детей с ограниченными возможностями при детских
домах-интернатах возможно также создание подразделений для молодых инвалидов,
где бывшие воспитанники учреждения могут проживать до 23 лет.
Таким образом,
система учреждений для детей в ближайшей перспективе должна быть
реструктурирована с учетом региональных особенностей, в том числе динамики
численности детей-инвалидов, потенциала развития семейных форм устройства,
квалификации персонала учреждений.
О принятых мерах
просим проинформировать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
к 1 декабря 2012 года, направив информацию предварительно по адресу электронной
почты lep21@yandex.ru.
Кроме того,
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к
необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб
социального сопровождения семей, входящих в группу риска.
В целях изучения работы органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и дальнейшего развития данной технологии работы просим
сообщить, имеются ли в субъектах Российской Федерации примеры и программы такой
работы. При их отсутствии рекомендуем принять меры по созданию учреждений
(отделений), осуществляющих деятельность по профилактике социального сиротства
и сопровождению замещающих семей, внедрению программ, направленных на развитие
служб социального сопровождения семей с детьми.
О результатах
проводимой в субъектах Российской Федерации работы просим сообщить (с
приложением программ социального сопровождения) Министерству труда и социальной
защиты Российской Федерации к 15 декабря 2012 года, направив информацию
предварительно по адресу электронной почты lep21@yandex.ru.
А.В.ВОВЧЕНКО