Письмо Минтруда России от 17.09.2012

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 сентября 2012 года

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИ СТАЦИОНАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

СЕМЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП И РАЗВИТИЯ СЛУЖБ СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

 

Одной из ключевых задач, поставленных в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, является реформирование сети и повышение эффективной деятельности учреждений для детей-инвалидов, обеспечение в соответствии с международными стандартами их прав на воспитание в семьях.

В этой связи Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, проанализировав действующую нормативную правовую базу в отношении детей-инвалидов и существующую сеть учреждений социального обслуживания для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии и детей с физическими недостатками, полагает необходимым отметить следующее.

Организация социальной защиты населения в настоящее время предполагает комплексный подход к решению проблем поддержки детей, имеющих ограничения здоровья, проживающих в учреждениях для детей с ограниченными возможностями: детских домах-интернатах для детей.

На 1 января 2012 года в субъектах Российской Федерации действуют 129 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (детских домов-интернатов для умственно отсталых детей - 121, детских домов для детей с физическими недостатками - 8).

Общая вместимость вышеуказанных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья составляет порядка 25 тыс. койко-мест, проживает в них порядка 21,9 тыс. детей.

Вместе с тем, в системе социального обслуживания детей-инвалидов имеются проблемы, связанные с перенаселенностью детских домов-интернатов социального обслуживания, постоянно растущей очередностью на поступление в названные учреждения.

Данные обстоятельства вызывают необходимость поиска альтернативы интернатному проживанию детей.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и развитию различных форм семейного устройства детей-инвалидов.

В отдельных случаях дети-инвалиды из системы стационарных учреждений социального обслуживания передаются под опеку в приемные семьи. Однако такие случаи являются единичными.

Поэтому единственной возможностью для них жить вне интернатной системы в условиях, приближенных к семейным отношениям, - это устройство в так называемые семейные воспитательные группы. Такая форма предполагает закрепление за учреждением функции законного представителя воспитанника по защите его прав и интересов, подбор и подготовку воспитателя. Одновременно интернат обеспечивает постоянный психолого-медико-социальный патронаж воспитанников, социально-правовую помощь, осуществляет контроль за выполнением воспитателем семейной воспитательной группы своих обязанностей и рекомендаций специалистов учреждения.

Создание таких групп в качестве структурных подразделений учреждений рекомендовано, в частности, постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 25 Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах и центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Несовершеннолетний, помещаемый в семейную воспитательную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит предварительную подготовку. Воспитатель в соответствии с возложенными на него обязанностями несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.

Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

Однако, семейные воспитательные группы не упомянуты в числе структурных подразделений, рекомендованных постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 августа 2002 г. N 54 Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения Дом-интернат для умственно отсталых детей к созданию в домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками, в связи с чем широкого распространения практика создания таких структурных подразделений при домах-интернатах не нашла.

Учитывая, что полномочия по социальному обслуживанию, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, полагаем необходимым в нормативной правовой базе субъекта Российской Федерации, регулирующей данные вопросы, предусматривать создание семейных воспитательных групп в качестве структурных подразделений домов-интернатов для умственно отсталых детей и домов-интернатов для детей с физическими недостатками.

С целью продолжения процесса социализации детей с ограниченными возможностями при детских домах-интернатах возможно также создание подразделений для молодых инвалидов, где бывшие воспитанники учреждения могут проживать до 23 лет.

Таким образом, система учреждений для детей в ближайшей перспективе должна быть реструктурирована с учетом региональных особенностей, в том числе динамики численности детей-инвалидов, потенциала развития семейных форм устройства, квалификации персонала учреждений.

О принятых мерах просим проинформировать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации к 1 декабря 2012 года, направив информацию предварительно по адресу электронной почты lep21@yandex.ru.

Кроме того, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска.

В целях изучения работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дальнейшего развития данной технологии работы просим сообщить, имеются ли в субъектах Российской Федерации примеры и программы такой работы. При их отсутствии рекомендуем принять меры по созданию учреждений (отделений), осуществляющих деятельность по профилактике социального сиротства и сопровождению замещающих семей, внедрению программ, направленных на развитие служб социального сопровождения семей с детьми.

О результатах проводимой в субъектах Российской Федерации работы просим сообщить (с приложением программ социального сопровождения) Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации к 15 декабря 2012 года, направив информацию предварительно по адресу электронной почты lep21@yandex.ru.

 

А.В.ВОВЧЕНКО