МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 1998 г.
N 6223-АО
Министерством труда
и социального развития Российской Федерации с участием представителей Союза
Чернобыль России по поручению Главного контрольного управления
Президента Российской Федерации проведена выборочная проверка правильности
исчисления сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской
катастрофы.
Материалы проверки,
а также поступающая из органов социальной защиты населения, производящих
указанные выплаты, информация свидетельствуют о
имеющих место фактах необоснованного завышения сумм в возмещение вреда,
противоречащих Федеральному закону О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС (пункт 25 статьи 14) и Постановлению Минтруда России от 09.10.96 N 3
в следующих случаях:
принимается
для исчисления заработок за период выполнения работ на ликвидации последствий
аварии на Чернобыльской АЭС при продолжительности участия в этих работах более
календарного месяца, вместо периода за 12 месяцев, предшествующих окончанию
этих работ в соответствии со статьей 14 Правил возмещения работодателями
вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
в редакции Федерального закона от 24.11.95
N 180-ФЗ;
справки о заработке
с предприятий не оформлены как выписка из лицевого счета, отсутствует
расшифровка состава заработка, который в отдельных случаях превышает тарифную
ставку (должностной оклад) в десятки раз, в то время как условиями оплаты труда
на ликвидации последствий аварии предусматривалось увеличение от двух- до четырехкратной тарифной ставки (оклада) в наиболее
опасной третьей зоне сверх сохраненного среднего заработка по основному месту
работы;
периоды справки о
заработке и периоды участия в работах по ликвидации аварии не совпадают;
справки о заработке
в негосударственных предприятиях не подтверждены сведениями налоговой инспекции
о налогообложении;
справки о заработке
из архивов, а также по почтовым перечислениям не содержат сведений о составе
выплаченных сумм, принимаются для расчета без подтверждения первичными
документами о работе в зонах опасности, выданными в период ликвидации
последствий аварии.
Кроме того, имеются
случаи исчисления суммы в возмещение вреда не из семикратной суммы минимального
заработка на момент ее исчисления, а из минимального заработка за 1986 год с
последующей ее индексацией, что не предусмотрено действующим Законом.
Следует иметь в
виду, что условный заработок за период участия в ликвидации последствий
чернобыльской катастрофы, не превышающий календарного месяца, может быть
исчислен в случае определения в установленном порядке профессионального
заболевания вследствие радиационного воздействия при выполнении этих работ, как
правило, в третьей зоне опасности.
В остальных случаях
в соответствии со статьей 14 Правил возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
сумма в возмещение вреда может быть исчислена из среднемесячного заработка за
12 месяцев перед установлением инвалидности.
Индексация
заработка, в зависимости от периода его выплаты производится по двум вариантам,
предусмотренным Правилами:
инвалидам, которым
до 2 марта 1996 года исчислялась пенсия в размере фактического возмещения
ущерба - в соответствии с коэффициентами, утвержденными Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 с учетом изменений
и дополнений, внесенных Федеральным законом от 24.11.95 N 180-ФЗ;
инвалидам, которым
исчисляется сумма в возмещение вреда впервые после 2 марта 1996 года, - в
соответствии с частью третьей статьи 11 Правил в порядке, установленном
действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
Решения судов,
противоречащие действующему законодательству, необходимо обжаловать в
установленном порядке.
Во избежание
необоснованных расходов федерального бюджета предлагается проверить правильность
исчисления сумм в возмещение вреда и привести их размеры в соответствие с
законодательством со следующего расчетного периода.
В случае выявления
подложных документов или сообщенных ложных сведений, влияющих на определение
размера возмещения вреда, излишне выплаченные суммы должны быть взысканы в
установленном порядке.
Информацию о
результатах проверки прошу направить в Минтруд России одновременно с
представлением заявки на необходимые средства на декабрь 1998 года.
А.И.ОСАДЧИХ