Письмо Минтруда России от 01.04.2015 N 17-3/В-156

 

Суть обращения:
О документальном подтверждении расходов работников организации при направлении в однодневные командировки для целей страховых взносов.

 



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 апреля 2015 г. N 17-3/В-156

 

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу документального подтверждения расходов работников организации при направлении в однодневные командировки и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, перечислены в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, и их перечень является исчерпывающим.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно и другие, перечисленные в названной части, расходы на командировки работников.

Пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), определено, что при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Таким образом, поскольку выплаты, связанные с командировкой, производимые работникам при однодневных командировках, суточными не являются, то оснований применять в отношении таких выплат часть 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в части их освобождения от обложения страховыми взносами, не имеется.

Полагаем, что данные выплаты должны учитываться для целей обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды исходя из их направленности и правового статуса.

В случае если данные выплаты признаются возмещением документально подтвержденных расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, то такие выплаты не облагаются страховыми взносами на основании подпункта и пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающего, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Исходя из положений пункта 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в порядке и размерах, определяемых в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Частью первой статьи 168 Трудового кодекса предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Как следует из части четвертой статьи 168 Трудового кодекса, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других, кроме указанных в частях второй и третьей данной статьи, работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, полагаем, порядок возмещения иных расходов, произведенных работником унитарного предприятия с разрешения или ведома работодателя при направлении в однодневную командировку, в том числе перечень документов, подтверждающих расходы командированного работника, и требования (форма, сведения, иное) к этим документам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом данного унитарного предприятия.

При этом, по нашему мнению, в качестве таких документов могут быть предусмотрены, например, чеки, квитанции и счета о предоставлении услуг и работ, не содержащие информацию о получателе услуги (работы).

При отсутствии документального подтверждения целевого использования производимых работникам при однодневных командировках выплат, связанных с командировкой, теряется их непосредственно компенсационный характер и, соответственно, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

С учетом положений пункта 1 статьи 20.1, подпункта 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний аналогичный подход следует применять и в отношении обложения тех или иных выплат страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Директор Департамента

Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА

01.04.2015