Суть обращения:
О документальном подтверждении расходов работников организации при
направлении в однодневные командировки для целей страховых взносов.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2015 г.
N 17-3/В-156
Департамент
развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу
документального подтверждения расходов работников организации при направлении в
однодневные командировки и сообщает следующее.
В
соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом
обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций
признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в
пользу физических лиц в рамках трудовых
отношений. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков
страховых взносов - организаций, перечислены в статье 9 Федерального закона N
212-ФЗ, и их перечень является исчерпывающим.
Согласно части 2
статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых
взносов расходов на командировки работников как в пределах
территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской
Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные, а
также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы
на проезд до места назначения и обратно и другие, перечисленные в названной
части, расходы на командировки работников.
Пунктом 11
Положения об особенностях направления работников в служебные командировки,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N
749 (далее - Положение), определено, что при командировках в местность, откуда
работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в
командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту
постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
Таким образом,
поскольку выплаты, связанные с командировкой, производимые работникам при
однодневных командировках, суточными не являются, то оснований применять в
отношении таких выплат часть 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в части
их освобождения от обложения страховыми взносами, не имеется.
Полагаем, что
данные выплаты должны учитываться для целей обложения страховыми взносами в
государственные внебюджетные фонды исходя из их направленности и правового
статуса.
В случае
если данные выплаты признаются возмещением документально подтвержденных
расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, то такие выплаты
не облагаются страховыми взносами на основании подпункта и пункта 2
части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающего, что не
подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством
Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации,
решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением
физическим лицом трудовых обязанностей.
Исходя из положений
пункта 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками,
осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в
порядке и размерах, определяемых в соответствии со статьей 168 Трудового
кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Частью
первой статьи 168 Трудового кодекса предусмотрено, что в случае направления в
служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности,
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Как следует
из части четвертой статьи 168 Трудового кодекса, порядок и размеры возмещения
расходов, связанных со служебными командировками, работникам других, кроме
указанных в частях второй и третьей данной статьи, работодателей определяются
коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не
установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким
образом, полагаем, порядок возмещения иных расходов, произведенных работником
унитарного предприятия с разрешения или ведома работодателя при направлении в
однодневную командировку, в том числе перечень документов, подтверждающих
расходы командированного работника, и требования (форма, сведения, иное) к этим
документам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом
данного унитарного предприятия.
При этом, по нашему
мнению, в качестве таких документов могут быть предусмотрены, например, чеки,
квитанции и счета о предоставлении услуг и работ, не содержащие информацию о
получателе услуги (работы).
При отсутствии
документального подтверждения целевого использования производимых работникам
при однодневных командировках выплат, связанных с командировкой, теряется их
непосредственно компенсационный характер и, соответственно, данные суммы
подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
С учетом
положений пункта 1 статьи 20.1, подпункта 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 20.2 Федерального
закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
аналогичный подход следует применять и в отношении обложения тех или иных
выплат страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Директор
Департамента
Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА
01.04.2015