Письмо Минтруда России от 08.04.2015 N 17-3/В-173

 

Суть обращения:
Об исполнении банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с транзитных валютных счетов плательщиков страховых взносов.

 



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 апреля 2015 г. N 17-3/В-173

 

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу исполнения банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с транзитных валютных счетов плательщиков страховых взносов и сообщает следующее.

Согласно частям 7, 8, 9 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.

При этом пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что для целей Федерального закона N 212-ФЗ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.

При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

Учитывая изложенное, транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, которые определены пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ. Данные счета открываются не на основании договора банковского счета, имеют специальное целевое назначение.

Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе направлять в банк поручение на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с транзитного валютного счета плательщика страховых взносов и, следовательно, у банка отсутствует обязанность по исполнению такого поручения.

 

Директор Департамента

Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА

08.04.2015