Суть обращения:
Об исполнении банком поручения органа контроля за
уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты
государственных внебюджетных фондов с транзитных валютных счетов
плательщиков страховых взносов.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2015 г.
N 17-3/В-173
Департамент
развития социального страхования рассмотрел обращение по
вопросу исполнения банком поручения органа контроля за уплатой страховых
взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных
внебюджетных фондов с транзитных валютных счетов плательщиков страховых
взносов и сообщает следующее.
Согласно
частям 7, 8, 9 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) поручение органа
контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в
бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в
банк, в котором открыты счета плательщику
страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том
числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в
очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление
страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых
взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно
быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую
перечислению.
Взыскание страховых
взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской
Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской
Федерации - со счетов плательщика страховых взносов - организации или
индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.
При этом пунктом 6
статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что для целей Федерального
закона N 212-ФЗ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках,
открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с
которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных
предпринимателей.
В
соответствии с пунктом 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И Об
обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации для идентификации поступлений иностранной валюты в
пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при
осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки
открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным
предпринимателям) на основании
договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно
транзитный валютный счет.
При этом каждому
текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением
счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный
валютный счет.
Учитывая изложенное, транзитные валютные счета не обладают признаками
счетов, которые определены пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ.
Данные счета открываются не на основании договора банковского счета, имеют
специальное целевое назначение.
Таким образом,
орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе
направлять в банк поручение на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты
государственных внебюджетных фондов с транзитного валютного счета плательщика
страховых взносов и, следовательно, у банка отсутствует обязанность по
исполнению такого поручения.
Директор
Департамента
Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА
08.04.2015