Письмо Минтруда России от 07.05.2015 N 17-4/ООГ-600

 

Суть обращения:
О взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с ИП, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам и являющихся пенсионерами, а также об определении базы для начисления указанных страховых взносов ИП в 2014 г.

 



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 мая 2015 г. N 17-4/ООГ-600

 

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальными предпринимателями, являющимися пенсионерами, и сообщает следующее.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями осуществляется независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в сроки, установленные Федеральным законом N 212-ФЗ, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, являясь органами контроля за уплатой страховых взносов, осуществляют принудительное взыскание недоимки по страховым взносам, начисленных пеней в установленном порядке в пределах срока исковой давности.

Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ Об исполнительном производстве (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ). Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, установлены статьей 101 Федерального закона N 229-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, установленная законом процедура взыскания страховых взносов предусматривает возможность обращения взыскания на пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

При этом, исходя из положений части 2 статьи 99 Федерального закона N 229-ФЗ и части 3 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ О страховых пенсиях (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), размер удержания из пенсии по упомянутому основанию не может быть более 50 процентов.

Следует учитывать, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи (в отличие от налога - безвозмездного платежа, не имеющего адресной основы), которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию или в случае, если гражданин - пенсионер, права на перерасчет получаемой пенсии.

Что касается вопроса об установлении для индивидуальных предпринимателей размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от их дохода, то сообщаем следующее.

С 1 января 2014 года положениями статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период, - 1 МРОТ (5554 руб. на 2014 г.) x 26% x 12 мес. = 17 328,48 руб. за 2014 год;

- в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб., - 1 МРОТ x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.

При этом введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ (5554 руб. на 2014 г.) x 26% x 12 мес. = 138 627,84 руб. за 2014 год.

Вместе с тем, учитывая особую социально-правовую природу страховых взносов и их предназначение, а также то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, подход, применяемый в настоящее время по определению базы для исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не может быть увязан с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).

 

Директор Департамента

Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА

07.05.2015