Письмо Красноярского краевого суда от 04.10.2007 N 08-535

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

ПИСЬМО

от 4 октября 2007 г. N 08-535

 

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 183 УПК РФ

 

На обращение о согласовании порядка применения ст. 183 УПК РФ разъясняю, что толкование законодательства и выработка рекомендаций органам предварительного расследования и судам в части процессуальных действий, которые не являлись предметом судебного разбирательства, не входит в компетенцию Красноярского краевого суда.

Вместе с тем, понимая озабоченность соблюдением Закона при осуществлении Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю государственной деятельности в области соблюдения прав и законных интересов граждан, для сведения сообщаю следующее.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года N 13-П и определением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 439-0 подтвержден приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

Порядок изъятия предметов и документов, их хранения и движения при производстве предварительного расследования урегулирован УПК РФ и соответствующими ведомственными нормативными актами. Контроль за процессуальной деятельностью осуществляется соответствующими руководителями следственных комитетов при МВД, ФСБ и прокуратуре Российской Федерации.

Конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства при осуществлении конкретных действий могут быть защищены в установленном порядке, в том числе и судебном.

Как следует из содержания и смысла ст. ст. 182 и 183 УПК РФ, выемка производится на основании постановления следователя, при этом судебное решение требуется лишь при изъятии предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

Отнесение каких-либо сведений, документов и предметов к объектам, содержащим охраняемую тайну, регулируется специальными федеральными законами и специальными нормами в федеральных законах.

При этом они должны обладать определенными свойствами: информация должна иметь охраняемое законом содержание и порядок сохранения ее конфиденциальности должен быть специально установлен, что регламентируется соответствующими законами. Например, таким образом установлен правовой режим государственной, коммерческой, служебной, банковской, личной, семейной тайны и неприкосновенности частной жизни.

В отличие от вышеуказанной информации сведения, содержащиеся в документах ЕГРП, УПК РФ, ГК РФ или иным специальным законом не отнесены к тайне в указанном смысле, более того, значительная часть из них носит открытый характер, что прямо закреплено в Федеральном законе О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, органам предварительного расследования не требуется судебного решения при получении из иных источников (например, из специализированных учетов МВД, ФНС, органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.) остальных сведений, содержащихся в документах ЕГРП (данные о личности, в том числе и паспортные, месте жительства гражданина или о реквизитах юридического лица, о совершенных сделках и т.п.).

Не усматривается противоречий этим положениям и в Федеральном законе О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Регламенте Федеральной регистрационной службы.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что указанные в письме документы не относятся к документам, содержащим охраняемую федеральным законом тайну, в том смысле, в котором это предусмотрено п. п. 4 - 8, 11 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УК РФ, поэтому их выемка производится по постановлению следователя без судебного разрешения.

 

Заместитель председателя

Красноярского краевого суда

А.А.КУЛЯБОВ