Письмо Красноярского краевого суда от 03.09.2008 N П-707

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

ПИСЬМО

от 3 сентября 2008 г. N П-707

 

Службой судебных приставов Красноярского края изданы и разосланы в подразделения ССП Красноярского края Методические рекомендации по взысканию алиментов и задолженности по алиментным обязательствам. В связи с этим у судов края возникают вопросы, связанные с порядком изменения доли к заработной плате при наличии решения о взыскании алиментов на содержание двоих и более детей при достижении одним из них совершеннолетия, поскольку судебные приставы отказываются самостоятельно изменять доли и приводить их в соответствие с законом, рекомендуя должнику и взыскателю обращаться в суд для рассмотрения этого вопроса.

Считаю необходимым разъяснить следующее.

При разрешении вопросов алиментных обязательств, порядка уплаты и взыскания алиментов, возникающих у судов, следует руководствоваться, прежде всего, нормами Семейного кодекса РФ.

Статья 81 Семейного кодекса РФ устанавливает, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

В п. п. 11 - 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 25 октября 1996 года (в редакции от 06.02.2007) О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов даны разъяснения судам по вопросам алиментных обязательств, порядку их уплаты и взыскания.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в упрощенном порядке, то есть на основании судебного приказа (глава 11 ГПК РФ). Судебный приказ о взыскании алиментов может быть вынесен при наличии следующих условий: а) требование о взыскании алиментов не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; б) размер алиментов исчисляется в порядке, установленном п. 1 ст. 81 СК РФ, то есть в долях к заработку (доходу) родителя; в) от должника в десятидневный срок со дня получения им копии судебного приказа не поступили возражения относительно его исполнения.

При отсутствии оснований для удовлетворения заявления о выдаче судебного приказа судья выносит определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа (ст. 125 ГПК РФ) и разъясняет заявителю его право на предъявление иска по тому же требованию в порядке искового производства.

При разрешении судом вопроса о взыскании алиментов в долевом отношении к заработку и определении долей по правилам ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В этой связи следует иметь в виду, что данное положение закона не следует распространять на случаи, когда изменение долей происходит в силу закона, например, когда на содержание двоих детей взысканы алименты в размере 1/3 части всех видов заработка, а после достижения одним ребенком совершеннолетия взыскание должно производиться с должника уже в размере 1/4 части заработка на содержание одного несовершеннолетнего. Данное положение прямо предусмотрено законом. Ни судебному исполнителю, ни самому должнику не требуется обращения в суд для уменьшения доли, взыскиваемой с должника, поскольку размер этой доли установлен законом.

Нельзя в этой ситуации применять и положения ст. 119 Семейного кодекса РФ об изменении установленного судом размера алиментов и освобождении от уплаты алиментов, поскольку данная норма закона регулирует иные отношения.

Статья 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в редакции от 13.05.2008) Об исполнительном производстве регулирует порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.

Исходя из смысла указанной нормы закона, судебный пристав-исполнитель самостоятельно производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, самостоятельно устанавливает размер задолженности по алиментам.

Представляется, что судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства может устанавливать и размер алиментов, взысканных судом в долевом отношении к заработку должника, в случае, если взыскание алиментов на содержание одного из детей прекращается достижением его совершеннолетия, поскольку размер этой доли установлен ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ.

В силу ст. 47 Федерального закона Об исполнительном производстве одним из оснований окончания исполнительного производства является направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 части 1 ст. 47).

При этом согласно ч. 8 этой же статьи по оконченному исполнительном производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 части 1 ст. 64 указанного Закона, а именно проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Таким образом, ни нормы Семейного кодекса РФ, ни нормы гражданско-процессуального законодательства, ни нормы Федерального закона Об исполнительном производстве не разрешают судебному приставу-исполнителю самостоятельно изменять размер алиментов, взыскиваемых по исполнительному документу, но при этом наделяют его правом приводить размер взыскиваемых алиментов в соответствие с законом, а именно производить индексацию алиментов, определять размер задолженности, а также устанавливать доли к заработной плате при взыскании алиментов в долевом порядке в случае фактического исполнения алиментных обязательств в отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, и наличия других несовершеннолетних детей, на содержание которых взысканы алименты.

Что касается Методических рекомендаций по взысканию алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, разработанных Службой судебных приставов Красноярского края, то ни нормативным, ни подзаконным актом они не являются, в качестве руководства для судов Красноярского края при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов, использованы быть не могут.

Ответ обсужден на заседании Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда 28 августа 2008 года.

 

Заместитель председателя

Красноярского краевого суда

С.В.АСТАШОВ