Письмо Красноярского краевого суда от 18.01.2011

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

ПИСЬМО

от 18 января 2011 года

 

На просьбу выразить мнение по проблемным вопросам, возникающим в связи с рассмотрением судами дел об административных правонарушениях в отношении некоммерческих организаций разъясняю следующее.

По вопросу определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на протяжении 2010 года практика Верховного Суда Российской Федерации менялась.

Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, в редакции Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010 г. (ответ на 12 вопрос), поскольку обязанность по представлению сведений лежит на лице, в отношении которого вынесено соответствующее определение, то местом совершения указанного административного правонарушения следует считать место нахождения лица, не представившего в контролирующий орган такие сведения. Соответственно, дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту нахождения данного лица.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность лишь за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, в связи с чем невыполнение в установленный срок письменного предупреждения состава данного административного правонарушения не образует.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Выполнение этих требований направлено на обеспечение возможности лицу реализовать свое право на защиту, поэтому представленные в суд материалы должны содержать сведения об извещении законного представителя некоммерческой организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо сведения об отказе лица в получении данной информации (например, почтовое уведомление о возвращении направленного заказным письмом извещения о времени и месте составления протокола в связи с истечением срока хранения письма или по причине того, что юридическое лицо фактически не находится по месту регистрации). Отсутствие указанных сведений является препятствием для рассмотрения судом дела и может быть расценено как неполнота представленных материалов.

К моменту рассмотрения дела суд также должен располагать сведениями о получении либо причинах неполучения законным представителем некоммерческой организации копии протокола об административном правонарушении.

Административная ответственность по статье 19.7 КоАП РФ установлена за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса.

Диспозиция вышеприведенной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный (отсылочный) характер, поэтому при описании совершенного лицом правонарушения в протоколе должна быть в обязательном порядке указана норма закона, возлагающая на некоммерческую организацию обязанность представлять в государственный орган (должностному лицу) соответствующие сведения (информацию).

В связи с большим количеством рассматриваемых мировыми судьями дел об административных правонарушениях в настоящее время не представляется возможным направлять в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю сведения об исполнении некоммерческими организациями по всем делам об административных правонарушениях постановлений о привлечении к административной ответственности и уплате административных штрафов в добровольном или принудительном порядке.

 

Первый

заместитель председателя

Красноярского краевого суда

С.В.АСТАШОВ