Письмо Верховного суда Республики Татарстан от 13.02.2001 N 01-07/21

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

ПИСЬМО

от 13 февраля 2001 г. N 01-07/21

 

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РТ изучена практика применения судами республики Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Этот федеральный закон (ФЗ) действует с 6 января 2000 года, в связи с чем утратили силу:

1. Постановление Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года Об утверждении Правил ..., за исключением абзацев 1 и 2 пункта 2;

2. Правила возмещение вреда ...

3. Статья 1 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ ....

В настоящее время практически по всем делам, которые находятся в производстве районных (городских) судов, несчастные случаи с застрахованными имели место до вступления в силу ФЗ, который не регламентирует порядок определения в таких случаях страховых сумм в возмещение вреда, что является одним из его недостатков. Поэтому следует иметь в виду, что заработок, из которого исчисляется возмещение вреда, должен увеличиваться на коэффициенты, предусмотренные абзацами 1 и 2 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года, затем это же постановление предусматривает увеличение вышеуказанного заработка в 6 или 3 раза в зависимости от даты получения трудового увечья, после этого с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности и степени вины потерпевшего определяется ежемесячная страховая выплата и, наконец, размер возмещения вреда должен быть увеличен пропорционально росту минимального размера оплаты труда.

При рассмотрении же дел, по которым несчастные случаи имели место после 6 января 2000 года, размер страхового возмещения определяется с учетом положений ФЗ (ст. 12).

Следует иметь в виду, что в силу ст. 14 ФЗ, при наличии грубой неосторожности застрахованного, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени его вины, но не более 25%.

В тех случаях, когда застрахованными увечья получены до вступления в силу ФЗ с определением их вины в большем размере, то они вправе требовать, начиная с января 2000 года, увеличения размера страховых выплат, поскольку данный закон на них распространяется.

Федеральный Закон от 2 июля 1998 года имеет ряд недостатков, он содержит отсылки и на другие нормативные акты, но не все они к настоящему времени приняты. Несмотря на это, в закон заложен справедливый принцип возмещения вреда пострадавшим путем аккумулирования специальных средств предприятий в единый государственный фонд.

Таким образом, с принятием ФЗ третьим субъектом страхования стал страховщик, каковым выступает региональное отделение Фонда социального страхования, которое и должно привлекаться к участию по делам, в то время как филиалы Фонда правами юридического лица не обладают и могут выступать на судебных заседаниях лишь при наличии соответствующих на это полномочий.

Следует особое внимание обратить на то, что фонд не всегда является по делам данной категории надлежащим ответчиком. Это, в частности, при разрешении споров на основании норм ГК, когда трудовые отношения между сторонами отсутствуют; когда по гражданско - правовому договору не предусматривалась уплата работодателем страховщику страховых взносов и таковые не начислялись на авторский гонорар; при компенсации морального вреда; при возмещении вреда аттестованных сотрудников МВД, военнослужащих и других аналогичных категорий граждан; при ликвидации задолженностей предприятий (ст. 28 ФЗ).

Если несчастный случай имел место в другом регионе, но пострадавший проживает в РТ, в качестве надлежащего ответчика следует привлекать Фонд социального страхования данного региона.

В то же время, когда юридические лицо ликвидировано, надлежащим ответчиком является только фонд.

В тех случаях, когда застрахованный состоит со страхователем в трудовых отношениях либо когда трудовые отношения прекращены, но предприятие не ликвидировано, в качестве ответчиков должны привлекаться и фонд, и работодатель.

Согласно ст. 15 п. 3 ФЗ требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

Изучение дел показывает, что судами республики суммы за прошлое время взыскиваются как с работодателей, так и с фонда. В связи с этим следует иметь в виду, что фондом выплаты стали производиться с 6 января 2000 года и ранее этой даты обязанность уплаты сумм возмещения должна возлагаться только на предприятия (если они не ликвидированы). Это относится не только к ежемесячным суммам, но и к выплатам сумм за дополнительные расходы. Единовременная страховая выплата при получении увечья до вступления в силу ФЗ должна выплачиваться также причинителем вреда, поскольку эта выплата является разовой и право на нее у пострадавшего возникло до 6 января 2000 года.

От уплаты госпошлины в доход государства Фонд освобождается (ст. 5 п. 13 Закона РФ О государственной пошлине).

Учитывая, что Фондом социального страхования в настоящее время проводится значительный объем работ по проверке дел пострадавших от несчастных случаев и пересчету подлежащих уплате страховых сумм, необходимо истцам в обязательном порядке рекомендовать обращаться в фонд, поскольку в некоторых случаях имеет место и отказ от заявленных требований, так как граждане соглашаются с расчетами Фонда социального страхования.

При рассмотрении дел об установлении юридических фактов, когда заявители в дальнейшем ставят целью обращение за получением страховых выплат, к участию по делам следует привлекать и фонд.

О дне слушания дел должно извещаться Региональное отделение фонда (а не филиал) заблаговременно, с направлением не только экземпляра искового заявления, но и копий других документов, необходимых для исчисления страховой суммы, в частности, справок о зарплате, акта о несчастном случае, документов о проценте утраты трудоспособности и т.д. (ст. 142 ГПК РФ).

В тех случаях, когда фонд производит перерасчет страховых сумм в сторону их уменьшения, не учитывая доплаты, предусмотренные ранее коллективными договорами, либо исправляет ошибки предприятий, неправильно исчисливших суммы в возмещение вреда, следует иметь в виду, что в силу ст. 28 п. 1 ФЗ, устанавливаемое при вступлении настоящего федерального закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством РФ возмещения вреда.

Коллективные договоры являются локальными документами, принимаемыми на конкретных предприятиях, как правило, на ограниченный срок, они не являются законодательными актами и не действуют на всей территории РФ, поэтому предусмотренные ими выплаты должны производиться страхователями за счет собственных средств.

Если же ранее суммы в возмещение вреда предприятиями были завышены, то их перерасчет и, соответственно, уменьшение не противоречит ст. 28 п. 1 ФЗ, так как неправильный расчет сумм нельзя признать соответствующим действовавшему в тот период времени законодательству.

ФЗ для определения среднемесячного заработка при подсчете размера ежемесячной страховой выплаты предоставляет пострадавшему право выбора одного из трех предусмотренных статьей 12 периодов времени. Следует иметь в виду, что в случае повторного обращения застрахованного за перерасчетом в связи с его желанием применить другой период времени для подсчета среднего заработка (так как это в свою очередь влечет увеличение размера возмещаемого вреда), такой перерасчет может быть произведен, но взыскание сумм должно осуществляться лишь с даты обращения гражданина.

Дела данной категории отнесены к подсудности районных (городских) судов (ст. ст. 113, 117, 118 ГПК РФ).

Имеют место факты волокиты и нарушения процессуальных сроков при рассмотрении этих дел.

Верховный суд республики предлагает всем районным и городским судам при рассмотрении дел к данной категории учесть изложенные выше рекомендации, принять меры к правильному разрешению поднимаемых истцами вопросов при строгом соблюдении требований и норм процессуального закона.

 

Председатель

Верховного суда РТ

Г.М.БАРАНОВ