КРАСНОЯРСКИЙ
КРАЕВОЙ СУД
ПИСЬМО
от 10 ноября 2005
года
В связи с
вопросами, возникающими у судов края при разрешении споров по искам лиц,
ставших инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, разъясняется
следующее.
При рассмотрении
заявлений указанной категории лиц судам следует руководствоваться положениями
Закона РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15 мая 1991 года (базовый
закон). При этом следует иметь в виду, что в последующее время указанный Закон
неоднократно изменялся и дополнялся. В этой связи при разрешении конкретных
споров необходимо исходить из тех положений Закона, которые действовали в
период возникновения спорных правоотношений.
Обязательному
применению подлежат также Постановление Конституционного суда РФ от 19 июня
2002 года N 11-П и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000
года О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с
реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7).
Инвалиды-чернобыльцы,
которым возмещение вреда было назначено до 15 февраля 2001 года (времени
вступления в силу Закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) имеют право на
индексацию выплат с учетом увеличения величины минимального размера оплаты
труда в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ
О минимальном размере оплаты труда. Разъяснения по этому поводу содержатся в п. 5 упомянутого выше
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года. Таким образом,
суммы выплат, назначенные инвалидам-чернобыльцам до 15 февраля 2001 года, с 1
июля 2000 года подлежали увеличению в 1,581 раза, а с 1 января 2001 года - в
1,515 раза.
Если указанные
индексы органами соцзащиты применены не были, инвалиды-чернобыльцы вправе
требовать индексацию в судебном порядке, чему не препятствует и то, что с 15
февраля 2001 года им могли быть назначены ежемесячные денежные компенсации в
твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.
С вступлением в
силу с 15 февраля 2001 года Федерального закона N 5-ФЗ индексирование
компенсаций в возмещение вреда здоровью предусматривалось с учетом
коэффициентов роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской
Федерации. Правовым основанием для такого индексирования являлся пункт 2
Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П.
Необходимо
отметить, что индексирование с применением коэффициентов роста величины
прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации органы социальной защиты
населения самостоятельно производить не могли, поскольку это мог сделать только
суд при рассмотрении соответствующего требования инвалида. Причем, в соответствии
с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, суд
общей юрисдикции решение об индексировании исходя из
роста величины прожиточного минимума вправе был принять лишь до внесения
соответствующих изменений в действующее законодательство. Такие изменения были
внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, вступившим в силу с
29 мая 2004 года. Следовательно, после 29 мая 2004 года заявления инвалидов-чернобыльцев об индексировании исходя из роста
величины прожиточного минимума не могут удовлетворяться судом.
С вступлением в
силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ индексирование выплат
чернобыльцам должно осуществляться ежегодно с учетом уровня инфляции,
устанавливаемого законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке,
определяемом Правительством РФ.
Упомянутым Законом
предусмотрено, что индексация выплат исходя из уровня
инфляции должна осуществляться с 19 июня 2002 года, т.е. закону придана
обратная сила. Выплату недополученных сумм за 2002 - 2004 годы предусмотрено
произвести в течение 2005 - 2006 годов в порядке и на условиях, определяемых
Правительством РФ.
Во
исполнение требований Закона Правительством РФ приняты Постановления от 27
декабря 2004 года N 847 и от 25 мая 2005 года N 326, которыми утверждены
соответственно Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных
выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
ЧАЭС, и Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций
и иных выплат за период с 19 июня 2002 года
по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах
недополученных сумм.
Применяя при
разрешении конкретных дел Федеральный закон от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и
упомянутые Постановления Правительства РФ, судам следует иметь в виду
следующее.
С 1 июня 2004 года
размер выплат должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,38.
Указанный коэффициент определен как нарастающий итог исходя из уровня инфляции
за период с 19 июня 2002 года и по 1 июня 2004 года (Закон о бюджете на 2002
год - уровень инфляции 1,12; Закон о бюджете на 2003 год - уровень инфляции
1,12; Закон о бюджете на 2004 год - уровень инфляции 1,1).
Вышеизложенное
означает, что коэффициент индексации 1,38 с 1 июня 2004 года не может быть
применен к выплатам тех чернобыльцев, которые
воспользовались своим правом на индексацию в судебном порядке с применением
коэффициентов роста величины прожиточного минимума.
Например, если по
требованию инвалида выплачиваемая ему компенсация была в судебном порядке
проиндексирована с 1 января 2002 года и с 1 января 2003 года с учетом
увеличения величины прожиточного минимума, то индексация с применением
коэффициентов инфляции, установленных на 2002 - 2003 годы, применяться не
должна.
Необходимо
также иметь в виду, что суд не вправе взыскать единовременно как задолженность
в связи с неиндексированием суммы компенсаций за 2002 - 2004 годы, поскольку в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326
выплата задолженности за 2002 - 2003 годы должна быть произведена в срок до 1
декабря 2005 года, а за 2004 год - до 1 декабря 2006 года.
В практике работы
судов возник вопрос о возможности индексирования выплат путем подачи в суд
заявления по правилам ст. 208 ГПК РФ.
При рассмотрении
таких заявлений следует исходить из того, что если инвалид, настаивая на
индексации, тем самым ставит вопрос о фактическом увеличении периодических
платежей на будущее время, то такое требование должно предъявляться и
разрешаться по правилам искового производства, поскольку это связано с
прекращением исполнения предыдущего судебного решения и отзывом исполнительного
листа.
Федеральным
законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ предусматривалось, что граждане,
получавшие до вступления в силу данного Закона возмещение вреда, размер
которого был определен в порядке, предусмотренном законодательством РФ для
случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых
обязанностей, сохраняют право на компенсацию в ранее установленном размере
ежемесячной денежной выплаты.
Вместе с
тем с вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ
утрачивается возможность предъявления чернобыльцами требований о перерасчете
сумм возмещения вреда, если эти требования основываются на применении Правил
возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением ими трудовых обязанностей или Федерального закона Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве.
Например, инвалиду
до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была
назначена выплата в возмещение вреда здоровью. Ее размер был исчислен из
заработка за 12 месяцев перед установлением утраты трудоспособности
(инвалидности). Такой порядок определения размера возмещения вреда
соответствовал положениям Правил возмещения вреда работодателями... и
Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве. Если инвалид после вступления в силу
Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ обратился с требованием о
перерасчете выплаты и исчислении ее из заработка за период работы на
Чернобыльской АЭС (в том числе из условного заработка), то такое требование не
может быть удовлетворено. Это связано с тем, что с вступлением в силу Закона от
12 февраля 2001 года N 5-ФЗ прежний порядок расчета сумм возмещения вреда,
который предусматривался Правилами возмещения вреда работодателями... и
Федеральным законом Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве применяться не может.
Кроме того, судам
необходимо учитывать особенности, установленные Постановлениями Правительства
РФ от 14 февраля 2005 года N 73 и от 21 августа 2001 года N 607 (в редакции от
20 июня 2005 года), принятыми в целях реализации Закона РФ О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
Этими нормативными
актами предусмотрено, что органы социальной защиты населения принимают решения
о выплате денежной компенсации инвалидам-чернобыльцам, определяют размер компенсации
и составляют списки граждан, имеющих право на получение компенсации. Указанные
списки представляются в территориальный орган Федеральной службы по труду и
занятости по вопросам занятости населения, который и производит перечисление
денежной компенсации непосредственно чернобыльцам.
Таким образом,
финансирование и выплата денежной компенсации инвалидам-чернобыльцам в 2005
году возложены на Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные
органы, в компетенции органов социальной защиты населения остаются вопросы
назначения компенсации, определения ее размера и составления списков
инвалидов-чернобыльцев.
С учетом
изложенного нельзя признать правильными решения, в которых указано о взыскании
сумм возмещения вреда с органов социальной защиты населения. Если судом
разрешается вопрос о взыскании в пользу инвалида конкретных денежных сумм,
определенных органами социальной защиты населения, но не выплаченных, то такое
взыскание должно производиться с территориального органа Федеральной службы по
труду и занятости, который в этом случае и будет надлежащим ответчиком. При
рассмотрении споров о размере денежных выплат, их перерасчете и индексации на
органы социальной защиты населения может быть возложена обязанность по
включению в списки граждан, имеющих право на получение денежной компенсации,
инвалида-чернобыльца с указанием определенного судом размера денежной
компенсации. В этом случае надлежащими ответчиками по делу будут органы
социальной защиты населения.
При разрешении
вопросов, связанных с размером государственной пошлины, подлежащей уплате
органами социальной защиты населения в качестве ответчиков, следует исходить из
того, что исковые требования, предъявляемые к ним (споры о включении в списки,
о размере выплат, их индексации и перерасчете) по своему характеру являются
имущественными, не подлежащими оценке.
И.о. заместителя
председателя
Красноярского
краевого суда
И.В.ВОЙТА