Письмо Красноярского краевого суда от 10.11.2005

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

ПИСЬМО

от 10 ноября 2005 года

 

В связи с вопросами, возникающими у судов края при разрешении споров по искам лиц, ставших инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, разъясняется следующее.

При рассмотрении заявлений указанной категории лиц судам следует руководствоваться положениями Закона РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15 мая 1991 года (базовый закон). При этом следует иметь в виду, что в последующее время указанный Закон неоднократно изменялся и дополнялся. В этой связи при разрешении конкретных споров необходимо исходить из тех положений Закона, которые действовали в период возникновения спорных правоотношений.

Обязательному применению подлежат также Постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7).

Инвалиды-чернобыльцы, которым возмещение вреда было назначено до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) имеют право на индексацию выплат с учетом увеличения величины минимального размера оплаты труда в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда. Разъяснения по этому поводу содержатся в п. 5 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года. Таким образом, суммы выплат, назначенные инвалидам-чернобыльцам до 15 февраля 2001 года, с 1 июля 2000 года подлежали увеличению в 1,581 раза, а с 1 января 2001 года - в 1,515 раза.

Если указанные индексы органами соцзащиты применены не были, инвалиды-чернобыльцы вправе требовать индексацию в судебном порядке, чему не препятствует и то, что с 15 февраля 2001 года им могли быть назначены ежемесячные денежные компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.

С вступлением в силу с 15 февраля 2001 года Федерального закона N 5-ФЗ индексирование компенсаций в возмещение вреда здоровью предусматривалось с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Правовым основанием для такого индексирования являлся пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П.

Необходимо отметить, что индексирование с применением коэффициентов роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации органы социальной защиты населения самостоятельно производить не могли, поскольку это мог сделать только суд при рассмотрении соответствующего требования инвалида. Причем, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, суд общей юрисдикции решение об индексировании исходя из роста величины прожиточного минимума вправе был принять лишь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, вступившим в силу с 29 мая 2004 года. Следовательно, после 29 мая 2004 года заявления инвалидов-чернобыльцев об индексировании исходя из роста величины прожиточного минимума не могут удовлетворяться судом.

С вступлением в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ индексирование выплат чернобыльцам должно осуществляться ежегодно с учетом уровня инфляции, устанавливаемого законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.

Упомянутым Законом предусмотрено, что индексация выплат исходя из уровня инфляции должна осуществляться с 19 июня 2002 года, т.е. закону придана обратная сила. Выплату недополученных сумм за 2002 - 2004 годы предусмотрено произвести в течение 2005 - 2006 годов в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ.

Во исполнение требований Закона Правительством РФ приняты Постановления от 27 декабря 2004 года N 847 и от 25 мая 2005 года N 326, которыми утверждены соответственно Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Применяя при разрешении конкретных дел Федеральный закон от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и упомянутые Постановления Правительства РФ, судам следует иметь в виду следующее.

С 1 июня 2004 года размер выплат должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,38. Указанный коэффициент определен как нарастающий итог исходя из уровня инфляции за период с 19 июня 2002 года и по 1 июня 2004 года (Закон о бюджете на 2002 год - уровень инфляции 1,12; Закон о бюджете на 2003 год - уровень инфляции 1,12; Закон о бюджете на 2004 год - уровень инфляции 1,1).

Вышеизложенное означает, что коэффициент индексации 1,38 с 1 июня 2004 года не может быть применен к выплатам тех чернобыльцев, которые воспользовались своим правом на индексацию в судебном порядке с применением коэффициентов роста величины прожиточного минимума.

Например, если по требованию инвалида выплачиваемая ему компенсация была в судебном порядке проиндексирована с 1 января 2002 года и с 1 января 2003 года с учетом увеличения величины прожиточного минимума, то индексация с применением коэффициентов инфляции, установленных на 2002 - 2003 годы, применяться не должна.

Необходимо также иметь в виду, что суд не вправе взыскать единовременно как задолженность в связи с неиндексированием суммы компенсаций за 2002 - 2004 годы, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326 выплата задолженности за 2002 - 2003 годы должна быть произведена в срок до 1 декабря 2005 года, а за 2004 год - до 1 декабря 2006 года.

В практике работы судов возник вопрос о возможности индексирования выплат путем подачи в суд заявления по правилам ст. 208 ГПК РФ.

При рассмотрении таких заявлений следует исходить из того, что если инвалид, настаивая на индексации, тем самым ставит вопрос о фактическом увеличении периодических платежей на будущее время, то такое требование должно предъявляться и разрешаться по правилам искового производства, поскольку это связано с прекращением исполнения предыдущего судебного решения и отзывом исполнительного листа.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ предусматривалось, что граждане, получавшие до вступления в силу данного Закона возмещение вреда, размер которого был определен в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, сохраняют право на компенсацию в ранее установленном размере ежемесячной денежной выплаты.

Вместе с тем с вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ утрачивается возможность предъявления чернобыльцами требований о перерасчете сумм возмещения вреда, если эти требования основываются на применении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей или Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве.

Например, инвалиду до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была назначена выплата в возмещение вреда здоровью. Ее размер был исчислен из заработка за 12 месяцев перед установлением утраты трудоспособности (инвалидности). Такой порядок определения размера возмещения вреда соответствовал положениям Правил возмещения вреда работодателями... и Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве. Если инвалид после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ обратился с требованием о перерасчете выплаты и исчислении ее из заработка за период работы на Чернобыльской АЭС (в том числе из условного заработка), то такое требование не может быть удовлетворено. Это связано с тем, что с вступлением в силу Закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ прежний порядок расчета сумм возмещения вреда, который предусматривался Правилами возмещения вреда работодателями... и Федеральным законом Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве применяться не может.

Кроме того, судам необходимо учитывать особенности, установленные Постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 2005 года N 73 и от 21 августа 2001 года N 607 (в редакции от 20 июня 2005 года), принятыми в целях реализации Закона РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими нормативными актами предусмотрено, что органы социальной защиты населения принимают решения о выплате денежной компенсации инвалидам-чернобыльцам, определяют размер компенсации и составляют списки граждан, имеющих право на получение компенсации. Указанные списки представляются в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам занятости населения, который и производит перечисление денежной компенсации непосредственно чернобыльцам.

Таким образом, финансирование и выплата денежной компенсации инвалидам-чернобыльцам в 2005 году возложены на Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы, в компетенции органов социальной защиты населения остаются вопросы назначения компенсации, определения ее размера и составления списков инвалидов-чернобыльцев.

С учетом изложенного нельзя признать правильными решения, в которых указано о взыскании сумм возмещения вреда с органов социальной защиты населения. Если судом разрешается вопрос о взыскании в пользу инвалида конкретных денежных сумм, определенных органами социальной защиты населения, но не выплаченных, то такое взыскание должно производиться с территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, который в этом случае и будет надлежащим ответчиком. При рассмотрении споров о размере денежных выплат, их перерасчете и индексации на органы социальной защиты населения может быть возложена обязанность по включению в списки граждан, имеющих право на получение денежной компенсации, инвалида-чернобыльца с указанием определенного судом размера денежной компенсации. В этом случае надлежащими ответчиками по делу будут органы социальной защиты населения.

При разрешении вопросов, связанных с размером государственной пошлины, подлежащей уплате органами социальной защиты населения в качестве ответчиков, следует исходить из того, что исковые требования, предъявляемые к ним (споры о включении в списки, о размере выплат, их индексации и перерасчете) по своему характеру являются имущественными, не подлежащими оценке.

 

И.о. заместителя председателя

Красноярского краевого суда

И.В.ВОЙТА