СВЕРДЛОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2005
г. N 176-код
Согласно п. 2 ст. 9
Федерального закона Об исполнительном производстве (далее - Закон)
судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему
исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного
производства.
Таким образом, в
Законе однозначно предусмотрено, что срок вынесения судебным
приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства
исчисляется не со дня поступления исполнительного документа в соответствующее
подразделение Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП), а со дня
поступления исполнительного документа непосредственно к судебному
приставу-исполнителю.
Указанный вывод
следует также исходя из того, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона
непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов
других органов (в том числе и по возбуждению исполнительного производства)
возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в соответствующие
подразделения (отделы), возглавляемые старшими судебными приставами
(начальниками отделов).
Следовательно, если
исполнительный документ поступил непосредственно судебному приставу-исполнителю
и трехдневный срок для вынесения постановления о возбуждении исполнительного
производства, исчисляемый со дня поступления исполнительного документа
непосредственно к судебному приставу-исполнителю, нарушен судебным
приставом-исполнителем, то его действия (бездействие) обжалуются в порядке,
предусмотренном ст. 90 Закона и ст. 441 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
В то же
время, если исполнительный документ, поступивший в соответствующее
подразделение (отдел) ФССП, не был в разумный срок передан непосредственно
судебному приставу-исполнителю для решения вопроса о возбуждении
исполнительного производства, что повлекло нарушение прав взыскателя, то
действия (бездействие) государственных служащих могут быть оспорены в порядке
гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку
согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, ФССП
является федеральным органом исполнительной власти.
Иное применение
норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации препятствовало
бы реализации гражданами и организациями права на судебную защиту,
закрепленного ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Обращаем Ваше
внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 226 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации при выявлении, в том числе при рассмотрении жалоб
на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, случаев нарушения
законности суд вправе вынести частное определение и направить его в
соответствующие организации или соответствующим должностным лицам.
Председатель
судебной коллегии
по гражданским
делам
Свердловского
областного суда
РАЗБОЙНИКОВ В.В.