Письмо Минюста СССР от 25.07.1986 N К-14-525

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

 

ПИСЬМО

от 25 июля 1986 г. N К-14-525

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

СНИЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ

 

XXVII съездом КПСС выработан курс на ускорение социально-экономического развития, всемерную интенсификацию и повышение эффективности производства. Решению этих задач будет во многом способствовать целенаправленная работа по снижению и предупреждению непроизводительных расходов и потерь. Являясь нередко следствием бесхозяйственности и недисциплинированности, они отрицательно сказываются на себестоимости продукции, размерах прибыли, результатах хозяйственной деятельности объединений и предприятий в целом.

Среди мер борьбы с непроизводительными расходами и потерями важное значение придается проведению мероприятий правового характера. Их осуществление требует активного участия и взаимодействия большинства подразделений и служб, в том числе юридической службы.

В целях содействия производственным объединениям и предприятиям в надлежащей организации этой работы Министерством юстиции СССР разработаны настоящие Методические рекомендации. При необходимости на их основе могут быть подготовлены ведомственные документы, учитывающие отраслевые особенности и специфику деятельности специалистов и служб по правовому обеспечению снижения и предупреждения непроизводительных расходов и потерь.

 

 

 

 

 

Утверждены

Министерством юстиции СССР

25 июля 1986 года

 

Согласованы

с Минфином СССР, Госбанком СССР,

НИИ планирования и нормативов Госплана СССР

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СНИЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УЧАСТИИ

В ЭТОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи производственным объединениям, предприятиям промышленности  ;1 ; в правовом обеспечении снижения и предупреждения непроизводительных расходов и потерь  ;2 ;.

--------------------------------

 ;1 ; В дальнейшем для краткости употребляется термин предприятие.

 ;2 ; В дальнейшем для краткости употребляется термин непроизводительные расходы.

 

1.2. Непроизводительные расходы - это, как правило, ущерб, вызванный невыполнением или ненадлежащим выполнением предприятием взятых на себя обязательств; недостатками в организации производства, учета и хранения материальных ценностей; бесхозяйственностью; перерасходом материальных ресурсов сверх утвержденных норм и т.д.

В работе по их снижению и предупреждению наряду с проведением организационных, экономических и технических мероприятий важное место отводится мерам правового характера.

1.3. Правовое обеспечение снижения и предупреждения непроизводительных расходов осуществляется в целях повышения эффективности общественного производства путем активного применения правовых средств в укреплении государственной, плановой, договорной, финансовой и трудовой дисциплины.

Указанная деятельность осуществляется руководителями, соответствующими службами и специалистами предприятия в зависимости от их функциональных и должностных обязанностей. Она проводится на плановой основе, в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных республик, нормативными актами министерств, ведомств и регламентируется на предприятии приказами, положениями и т.п.

1.4. Основные направления этой работы включают, в частности:

правовое регулирование внутрипроизводственных отношений в работе по снижению и предупреждению непроизводительных расходов;

проведение экономико-правового анализа непроизводительных расходов; применение мер экономической ответственности структурных подразделений в рамках действующего внутреннего хозяйственного расчета;

контроль за заключением и исполнением хозяйственных договоров и организацию претензионно-исковой работы;

использование правовых средств в целях обеспечения сохранности социалистической собственности, надлежащего качества продукции;

применение мер материальной ответственности к работникам, виновным в возникновении непроизводительных расходов;

реализацию полномочий трудового коллектива.

1.5. Выполняя обязанности, возложенные Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся  ;1 ;, предприятия, организации, учреждения  ;2 ;, юридическая служба, используя присущие ей формы и методы работы, должна активно влиять на снижение и предупреждение непроизводительных расходов. При этом она действует как самостоятельно, так и в большинстве случаев совместно с другими подразделениями и службами предприятия.

--------------------------------

 ;1 ; В настоящее время - Советы народных депутатов.

 ;2 ; Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 (СП СССР, 1972, N 13).

 

В настоящих рекомендациях отражены основные формы участия юридической службы в правовом обеспечении предупреждения и снижения непроизводительных расходов. Более подробно они изложены в ранее изданных Министерством юстиции СССР методических рекомендациях по различным направлениям деятельности юридической службы (см. приложение N 1).

 

2. Правовое регулирование внутрипроизводственных

отношений в работе по снижению и предупреждению

непроизводительных расходов

 

2.1. Правовое регулирование работы по снижению и предупреждению непроизводительных расходов предусматривает разработку на предприятии системы нормативных актов, обеспечивающих четкую регламентацию функций, прав и обязанностей производственных и функциональных подразделений предприятия, их взаимную ответственность за общие результаты его хозяйственной деятельности, устанавливающих порядок доведения ответственности до подразделений и лиц, виновных в непроизводительных расходах. При необходимости вносятся соответствующие изменения и дополнения в действующие акты (в положения о премировании, о структурных подразделениях и т.п.).

При этом следует избегать множественности актов по одним и тем же вопросам, дублирования, противоречий, необоснованных ограничений и мелочного регламентирования, стесняющих инициативу структурных подразделений.

2.2. Совершенствованию работы по снижению и предупреждению непроизводительных расходов способствует, как показывает практика, создание на предприятии соответствующей комиссии.

Комиссия по рассмотрению непроизводительных расходов образуется, как правило, по распоряжению руководителя предприятия. Им же утверждается Положение о комиссии. Положение должно определять цели, задачи и функции комиссии по выявлению, рассмотрению непроизводительных расходов, разработке мер по их снижению и предупреждению; права и обязанности; состав комиссии и порядок (процедуру) ее деятельности (см. приложение N 2). При этом целесообразно предусмотреть в нем, что комиссией рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с возникновением непроизводительных расходов, в том числе с несохранностью и нерациональным использованием материальных ценностей, ресурсов и т.д. Это исключит необходимость создания на предприятии каких-либо иных комиссий.

2.3. Внедрение на предприятии внутрипроизводственного хозрасчета требует регламентации планово-организационных, имущественных и других отношений внутри предприятия, определения хозяйственной компетенции структурных подразделений, оснований и пределов взаимной экономической ответственности, порядка формирования и условий распределения денежных поощрительных фондов, рассмотрения и разрешения взаимных претензий и т.д.  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Порядок осуществления внутрихозяйственных отношений в производственном объединении, последствия нарушения производственными единицами своих обязанностей, а также порядок разрешения внутрихозяйственных споров в объединении определяются объединением (п. 12 Положения о производственном объединении (комбинате), утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212; СП СССР, 1974, N 8).

 

2.4. На предприятии важно обеспечить надлежащее правовое регулирование организации договорной и претензионно-исковой работы. Целесообразно регламентировать ее соответствующим положением, инструкцией.

В этих документах рекомендуется определить конкретные функции и обязанности структурных подразделений и должностных лиц по выявлению и анализу причин возникновения непроизводительных расходов, вызванных ненадлежащим исполнением договорных обязательств, и разработке мероприятий по их предотвращению.

2.5. Соответствующей правовой регламентации требуют вопросы снижения и предупреждения непроизводительных расходов, вызванных недостатками в работе по обеспечению сохранности социалистической собственности и надлежащего качества продукции. В частности:

приемки поступающей продукции и товаров, хранения и учета движения со склада в производство материальных ценностей, выпуска и отпуска готовой продукции;

проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении недостач, хищений, выпуска недоброкачественной продукции, порчи материальных ценностей и передачи материалов следственным органам, народному или товарищескому суду;

обеспечения законности списания имущества, долгов, недостач, убытков, в том числе от брака, других потерь и т.д.

2.6. Участие юридической службы в правовой регламентации внутрипроизводственных отношений осуществляется путем проверки соответствия требованиям законодательства разрабатываемых на предприятии проектов актов. При этом необходимо проверить, соответствует ли проект требованиям нормативных актов вышестоящих органов управления, а также ранее принятым актам предприятия, если проект не предусматривает их отмену или изменение.

В случаях, когда те или иные вопросы внутрипроизводственной деятельности предприятия, по мнению юридической службы, недостаточно регламентированы, ей следует по своей инициативе вносить руководству предложения о разработке соответствующего акта или о внесении изменений и дополнений в действующие.

 

3. Экономико-правовой анализ непроизводительных расходов

 

3.1. Анализ непроизводительных расходов осуществляется в целях:

установления причин и условий, вызвавших непроизводительные расходы, их структуры, динамики роста или снижения;

разработки мер, направленных на снижение и предупреждение непроизводительных расходов (мероприятия технического, экономического, правового и организационного характера);

выявления лиц и структурных подразделений, по вине которых были допущены непроизводительные расходы; применения к ним мер материальной и экономической ответственности.

3.2. Анализ осуществляется по видам непроизводительных расходов соответствующими структурными подразделениями и на основе разработанных в отрасли, на предприятии методик, инструкций и т.п. Такая работа проводится исходя из данных бухгалтерского учета и отчетности (в том числе документов первичного учета), решений суда и органов госарбитража, документов контролирующих органов и т.п. В этой связи важное значение приобретает организация своевременного и полного учета непроизводительных расходов (см. приложение N 3).

3.3. При анализе непроизводительных расходов, вызванных уплатой неустоек, следует учитывать, что на счету 80 Прибыли и убытки  ;2 ; по статье Штрафы, пени и неустойки, уплаченные отражаются также суммы, изъятые в доход союзного бюджета в порядке применения экономических санкций за нерациональное использование материальных ресурсов  ;3 ;.

--------------------------------

 ;2 ; План счетов бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина СССР от 28 марта 1985 г. N 40 по согласованию с ЦСУ СССР.

 ;3 ; Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1984 г. N. 404 Об усилении ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов (СП СССР, 1984, N 16). Постановление Совета Министров СССР от 13 сентября 1985 г. N 883 Об ответственности колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций за нерациональное использование материальных ресурсов (СП СССР, 1985, N 31). Инструкция о порядке применения мер ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов утверждена Госснабом СССР, Госпланом СССР, Минфином СССР и Госстроем СССР 30 октября 1984 г. N И-2 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1985, N 2; 1986, N 1, с. 47 - 48).

 

Как непроизводительные расходы должны учитываться суммы, уплаченные предприятием сверх основной ставки за превышение лимитов по мощности электрической и тепловой энергии и сверх тарифа за перерасход установленного месячного плана, а также суммы, взысканные с предприятий за газ, израсходованный в качестве топлива сверх утвержденных лимитов  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Указания о порядке проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций (п. 7.3. Непроизводительные расходы), письмо Минфина СССР от 19 августа 1983 г. N 112.

 

3.4. Юридическая служба должна активно участвовать в проведении совместно с финансово-бухгалтерскими и другими службами экономико-правового анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности подразделений и всего предприятия. При этом юридическому отделу, юрисконсульту следует иметь в виду, что по результатам анализа должны быть разработаны конкретные мероприятия по повышению эффективности использования правовых средств в борьбе с непроизводительными расходами.

3.5. Порядок проведения анализа непроизводительных расходов в структурных подразделениях, ответственных за эту работу, формы реализации материалов анализа определяются руководством предприятия в зависимости от специфики деятельности каждого структурного подразделения.

 

4. Применение мер экономической ответственности структурных

подразделений в рамках внутрипроизводственного хозрасчета

 

4.1. Сокращению и предупреждению непроизводительных расходов способствует внедрение на предприятии внутреннего хозяйственного расчета  ;2 ;. При этом наиболее полно реализуется принцип рационального использования трудовых, материальных и денежных ресурсов на основе соизмерения фактического их расхода с установленными нормами, нормативами и плановыми заданиями.

--------------------------------

 ;2 ; Производственно-хозяйственная деятельность цехов, участков и других внутренних звеньев предприятия осуществляется, как правило, на основе внутреннего хозяйственного расчета (п. 23 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731; СП СССР, 1965, N 19 - 20).

 

Производственные отношения подразделений и функциональных отделов в условиях внутреннего хозрасчета предусматривают взаимные обязательства, неисполнение которых влечет за собой применение мер экономической ответственности.

4.2. Экономическую ответственность за упущения в работе, недобросовестное и неточное выполнение своих обязанностей как перед объединением (предприятием), так и между собой должны нести как производственные подразделения, так и подразделения аппарата управления (функциональные отделы)  ;3 ;.

--------------------------------

 ;3 ; См. Основные положения о внутрипроизводственном хозяйственном расчете производственных объединений (предприятия) Госплана СССР. Согласованы с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ЦСУ СССР, Академией наук СССР и одобрены Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма (протокол Сводной рабочей группы N 6 от 31 марта 1986 г.).

 

Вопросы, содержащиеся в п. п. 4.2 - 4.8 рекомендаций, изложены в разделе 4 указанных Основных положений.

Перед объединением (предприятием) производственные подразделения и функциональные отделы несут ответственность за непроизводительные расходы и другие виды ущерба, возникшие в объединении (предприятии) вследствие недостатков в их работе, а также за нарушения, повлиявшие на нормальный ход производственного процесса и повлекшие за собой экономические потери.

Производственные подразделения несут взаимную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение (в срок, по качеству, ассортименту, номенклатуре и т.д.) плановых заданий по выпуску продукции (выполнение работ, услуг), внутрихозяйственных заказов и др.

Функциональные отделы несут ответственность перед производственными подразделениями и между собой за нарушения установленных сроков разработки и доведения планов, нормативной, конструкторской и технологической документации, их качества и другие, повлекшие за собой экономические потери.

4.3. Экономическая ответственность во внутрипроизводственном хозрасчете реализуется путем увеличения себестоимости (уменьшения прибыли или экономического эффекта) либо прямым уменьшением поощрительных средств виновных подразделений на сумму предъявленных к ним претензий.

Хозрасчетные интересы пострадавшего подразделения соблюдаются путем соответствующей корректировки оценочных показателей на сумму предъявленных претензий при подведении итогов хозяйственной деятельности.

4.4. В целях надлежащей организации работы по применению мер экономической ответственности на предприятии целесообразно разработать примерный классификатор основных видов хозрасчетных претензий (см. приложение N 4). При этом следует иметь в виду, что претензия может предусматривать установление ответственности путем отнесения на виновное подразделение либо полной суммы нанесенного им ущерба, либо санкций в установленных размерах;

4.5. В ущерб, подлежащий отнесению на виновное подразделение, включаются сумма непроизводительных расходов и других видов убытков предприятий, дополнительные затраты в подразделениях (расход материалов, энергии, топлива, заработной платы), потери от простоев и др.

Санкции устанавливаются в виде процента от стоимости невыполненного планового задания (заказа) или в твердо фиксированной сумме за каждый случай нарушения (час простоя оборудования, транспортных средств, несвоевременный возврат тары и др.).

Санкции целесообразно применять за повторяющиеся нарушения, по которым заранее можно рассчитать сумму экономических потерь.

4.6. Обоснованность претензий должна определяться на основе первичных документов бухгалтерского или оперативного учета (извещения о браке, актов замены материалов, актов простоя и т.д.),

4.7. На предприятии необходимо установить четкий порядок оформления и предъявления претензий. Он может быть организован следующим образом:

претензия предъявляется подразделением, по отношению к которому допущено нарушение внутрихозяйственных обязательств, а по непроизводительным расходам предприятия - соответствующим функциональным отделом к подразделениям, допустившим нарушение установленных заданий и обязанностей. Претензия составляется в письменной форме в трех экземплярах за подписью руководителя подразделения (см. приложение N 5);

подразделение-заявитель, зарегистрировав претензию в специальном журнале, передает в установленные сроки один экземпляр подразделению-ответчику, второй экземпляр - функциональному отделу, отвечающему за участок работы, на котором выявилось отклонение от запланированного хода производственного процесса, третий - в бухгалтерию;

подразделение-ответчик обязано в установленный срок рассмотреть претензию и либо принять ее (полностью или частично), либо дать мотивированный отказ. Если в установленный срок претензия не отклонена, то она считается принятой; в случае, когда подразделение-заявитель не согласно с обоснованием отказа подразделением-ответчиком, то оно вправе в установленный срок передать возникший спор на рассмотрение хозрасчетной комиссии  ;1 ;. Решение хозрасчетной комиссии является окончательным и переутверждению не подлежит;

--------------------------------

 ;1 ; В соответствии с Основными положениями о внутрипроизводственном хозяйственном расчете... (п. 1.8) комиссия создается в объединении (предприятии) под руководством заместителя генерального директора (директора) по экономическим вопросам или директора с участием представителей общественных организаций.

 

материалы по претензиям, бесспорно принятым подразделением-виновником или признанным правильными решениями хозрасчетной комиссии, направляются в соответствующие функциональные отделы (бухгалтерию, ПЭО, ОТиЗ) и учитываются хозрасчетной комиссией при оценке результатов хозяйственной деятельности и подведении итогов социалистического соревнования подразделений предприятия.

4.8. При рассмотрении претензий и споров по ним должны быть выявлены причины нарушений, конкретные виновные лица для последующего решения вопроса о привлечении их к ответственности (материальной, дисциплинарной и т.д.) в установленном порядке.

4.9. Участие юридической службы в работе по внедрению внутрипроизводственного хозрасчета заключается в обеспечении законности актов предприятия, определяющих права и ответственность структурных подразделений и функциональных отделов, порядок применения хозрасчетных санкций и предъявления претензий.

Желательно, чтобы юридический отдел, юрисконсульт при проверках законности актов, издаваемых руководителями структурных подразделений, обращал внимание на своевременность оформления и предъявления претензий, а также на наличие действительной виновности подразделений в возникших экономических потерях.

О вскрытых при этом нарушениях целесообразно информировать хозрасчетную комиссию.

Юридической службе рекомендуется анализировать правовые вопросы развития внутрипроизводственных хозрасчетных отношений и вносить предложения руководству предприятия об их дальнейшем совершенствовании.

 

5. Контроль за заключением и исполнением хозяйственных

договоров, организация претензионной и исковой работы

 

5.1. На предприятии необходимо четко определить службы, отвечающие за оформление, регистрацию и учет договоров, порядок согласования их проектов, урегулирования разногласий по ним. Оперативный учет по выполнению договоров (принятых к исполнению нарядов) должен быть организован таким образом, чтобы контроль за выполнением заданий и обязательств по поставкам продукции осуществлялся в течение всего отчетного периода по мере исполнения договоров (принятых к исполнению нарядов)  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Инструкция о порядке учета выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами при оценке деятельности и экономическом стимулировании производственных, снабженческо-сбытовых и торговых объединений, предприятий и организаций, утвержденная Госпланом СССР, Госснабом СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС 24 августа 1981 г. N НР-27-Д. Изменения от 7 июня 1982 г. N АБ-26-Д (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1982, N 2, с. 12 - 18; 1983, N 2, с. 11).

 

Исходными данными для контроля должна служить информация, содержащаяся в договорах и других документах, определяющих объемы и сроки поставок. Подтверждением факта отгрузки продукции в адрес покупателей является транспортный документ (или документ органа связи), а при сдаче продукции на складе получателя или поставщика - приемо-сдаточный акт.

5.2. С целью предупреждения уплаты штрафов за нарушение очередности поставок на предприятии необходимо строго регламентировать порядок отгрузки (отпуска) готовой продукции. Следует определить круг должностных лиц, уполномоченных давать распоряжения об отгрузке (отпуске) продукции, а также предусмотреть порядок оформления таких распоряжений и ознакомление этих должностных лиц с установленными приоритетами и графиками отгрузки (очередностью поставок) в соответствии с п. 37 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г. N 161  ;2 ;; постановлением Госснаба СССР от 2 декабря 1981 г. N 105 О порядке установления приоритетов и графиков отгрузки (очередности поставок) продукции.

--------------------------------

 ;2 ; СП СССР, 1981, N 9.

 

5.3. Законодательством предусмотрена имущественная ответственность за несоблюдение порядка расчета при поставках продукции и товаров, а также за нарушение правил совершения расчетных операций  ;3 ;. В этой связи на предприятии необходимо определить порядок выявления таких нарушений, в том числе фактов, необоснованного отказа от оплаты полученной продукции, выставления бестоварных расчетных документов и т.п.; предусмотреть действия специалистов бухгалтерско-финансовой службы по использованию ими правовых средств в борьбе с нарушениями расчетной дисциплины.

--------------------------------

 ;3 ; Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. N 911 (СП СССР, 1983, N 27).

 

5.4. Правовым средством восстановления нарушенных имущественных прав предприятия является предъявление претензий и исков.

Претензия составляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в Положении о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1973 г. N 758  ;4 ;, Проект претензии визируется всеми заинтересованными подразделениями.

--------------------------------

 ;4 ; СП СССР, 1973, N 23.

 

За прохождением претензий устанавливается контроль. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы, соответствующее подразделение проверяет фактическое исполнение требования, указанного в претензии. В необходимых случаях готовит для предъявления в банк по истечении 20 дней после получения ответа материалы на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы. При необоснованном полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа готовится иск в арбитраж, иной орган, которому подведомствен спор.

5.5. Рассмотрение претензии, поступившей на предприятие, следует начинать с проверки ее юридической обоснованности: убедиться, не истек ли срок установленной исковой давности для данного вида требования, вытекающего из нарушенного обязательства, проверить правильность ссылок заявителя претензии на нормативные акты, договор, другие документы и т.п. Проверку фактических обстоятельств, изложенных в претензии, рекомендуется проводить совместно с тем подразделением предприятия, деятельность которого вызвала претензию.

После проверки составляется проект ответа на претензию. Если при этом имеются разногласия между заинтересованными структурными подразделениями, соответствующие материалы должны быть представлены руководству предприятия. В случае признания претензии обоснованной она должна быть удовлетворена в установленные сроки.

В целях предупреждения непроизводительных расходов, вызванных уплатой пени за просрочку платежа при полном или частичном удовлетворении претензии, необходимо строго соблюдать установленные законодательством требования к содержанию ответа на претензию.

В нем должны быть указаны признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы.

5.6. Необходимо учитывать, что убытки, вызванные уплатой санкций за перерасход материальных ресурсов, могут быть возмещены за счет поставщика в установленном законодательством претензионном порядке. Претензия предъявляется в том случае, если было выяснено, что перерасход материальных ресурсов допущен предприятием по вине поставщика (предприятия-изготовителя, организации материально-технического снабжения, заготовительной или иной организации, осуществляющей функции поставщика), отгрузившего сырье, материалы или иную продукцию с нарушением условий договора. В случае уклонения поставщика от добровольного удовлетворения претензии предъявляется иск в арбитраж.

5.7. Юридический отдел, юрисконсульт совместно с другими структурными подразделениями участвует в организации и осуществлении контроля за исполнением хозяйственных договоров (разработке эффективных форм его обеспечения). Ведет претензионно-исковую работу либо осуществляет методическое руководство ею, если эта обязанность возложена на другое подразделение.

О фактах уклонения или несвоевременного предъявления претензий к неисправным контрагентам юридической службе следует докладывать руководству предприятия для принятия необходимых мер.

 

6. Использование правовых средств в целях обеспечения

сохранности социалистической собственности,

надлежащего качества продукции

 

6.1. В работе по снижению и предупреждению непроизводительных расходов большое место должно отводиться проведению мероприятий по предотвращению хищений, недостач, порчи материальных ценностей, потерь от брака, устранению недостатков, выявленных инвентаризацией, ревизией и связанных с неправильным применением действующего законодательства или неиспользованием правовых средств.

6.2. Значительные непроизводительные расходы возникают в связи с ликвидацией не полностью амортизированных основных средств (фондов), списанием долгов, в том числе за истечением сроков исковой давности; по недостачам и хищениям, вследствие неплатежеспособности должников и другим причинам. Поэтому важное значение приобретает обеспечение строгого соблюдения должностными лицами установленного порядка списания.

Следует иметь в виду, что предприятия, объединения и организации могут списывать со своих балансов здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, до истечения амортизационного срока, их службы в тех случаях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий. В иных случаях списание с балансов этого имущества производится с разрешения вышестоящих органов  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Положение о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 (СП СССР, 1979, N 19).

 

Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам), утвержденная Минфином СССР и Госпланом СССР 1 июля 1985 г. N 100 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1986, N 1).

6.3. Юридическая служба должна способствовать тому, чтобы списание с баланса предприятия убытков производилось лишь после тщательной, с участием общественных организаций, проверки причин убытков, выявления виновных в этом лиц и после принятия необходимых мер к взысканию с них утраченных в связи с убытками сумм.

При оценке законности списания долгов в связи с возвратом судом исполнительных документов с утвержденным актом о невозможности взыскания следует иметь в виду, что при отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание по решению суда о возмещении ущерба, взыскание должно быть обращено на причитающийся ему заработок или иные доходы. При наличии достаточных оснований определение народного судьи о возвращении исполнительных документов может быть обжаловано предприятием в народный суд, при котором состоит судебный исполнитель  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Инструкция об исполнительном производстве утверждена приказом Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. N 22.

 

Рассматривая материалы на списание дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, необходимо определить, правильно ли он был исчислен и применен, имелись ли уважительные причины для его пропуска, позволяющие восстановить этот срок.

6.4. На предприятии нужно обеспечить правильное применение законодательства о труде по вопросам приема, назначения и перемещения материально ответственных лиц. При издании приказов об их приеме на работу следует учитывать, что действующим законодательством запрещено принимать на должности, связанные с распоряжением материальными ценностями, лиц, имеющих судимость за корыстные преступления, или в отношении которых имеется приговор суда, запрещающий занимать им указанные должности.

Смена материально ответственных лиц (при переводе на другую работу, предоставлении отпуска, увольнении) должна производиться при обязательном документальном оформлении, инвентаризации и полной передаче числящихся за ними материальных ценностей. Об этом в приказе должно быть сказано в виде поручения конкретным должностным лицам выполнить эти действия в определенный срок.

В необходимых случаях юридической службе надо обращать внимание администрации на целесообразность применения предоставленного ей пунктом 2 ст. 254 КЗоТ РСФСР права  ;2 ; по согласованию с комитетом профсоюза прекращать трудовой договор с работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, в случае совершения им виновных действий, дающих основание для утраты к нему доверия.

--------------------------------

 ;2 ; Соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик.

 

6.5. Важно обеспечить на предприятии своевременную и качественную подготовку материалов о хищениях, растратах, недостачах и других правонарушениях, повлекших для предприятия убытки, для передачи их следственным органам, народному или товарищескому суду. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах (п. 37 б) материалы по недостачам и потерям, явившимся следствием злоупотреблений, подлежат передаче в следственные органы в течение пяти дней после их установления. Участвуя в этой работе, юридическая служба должна установить деловые контакты с органами прокуратуры и юстиции и народного суда.

К лицам, причинившим материальный ущерб и не возместившим его после выявления недостач и потерь в установленном законом порядке, предъявляется на их сумму гражданский иск.

6.6. Юридический отдел, юрисконсульт должны проверять проекты документов, подготавливаемых по материалам ревизий, инвентаризаций и отдельных проверок состояния сохранности социалистической собственности, с тем, чтобы выводы и предложения по ним не противоречили действующему законодательству, а круг лиц, виновных в допущенных нарушениях, был бы определен правильно. При этом следует учитывать, что руководитель предприятия должен лично рассмотреть материалы инвентаризации не позднее чем в 10-дневный срок после ее окончания  ;3 ;.

--------------------------------

 ;3 ; Постановление Совета Министров СССР от 11 апреля 1985 г. N 299 (СП СССР, 1985, N 13).

 

6.7. В целях предотвращения непроизводительных расходов, вызванных уплатой штрафных санкций за поставку недоброкачественной продукции, предприятием должны строго соблюдаться соответствующие условия хозяйственных договоров.

Следует иметь в виду, что в договоре поставки могут быть установлены более высокие требования к качеству продукции по сравнению с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими условиями, образцами. В договоры можно включать также условия приемки по качеству, учитывающие специфику конкретной продукции (приемку на складе поставщика, отбор проб или выборочную проверку).

Юридическая служба должна принимать участие в разработке условий договоров о качестве продукции, использовании правовых средств для обеспечения поставки доброкачественного сырья, материалов, комплектующих узлов и деталей.

6.8. При предъявлении иска, связанного с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, должны быть приложены к исковому заявлению все документы, предусмотренные Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В обоснование исковых требований о возврате излишне уплаченных сумм за такую продукцию и взыскание за ее поставку штрафа следует также приложить документы, указанные в Инструкции о рассмотрении арбитражами хозяйственных споров, связанных с поставкой продукции и товаров ненадлежащего качества или некомплектных  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Утверждена постановлением Госарбитража СССР от 30 марта 1983 г. N 6 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1987, N 1).

 

6.9. Рабочие и служащие, допустившие изготовление или выпуск недоброкачественной продукции, привлекаются к дисциплинарной, а в случае причинения имущественного ущерба - и к материальной ответственности. В размер ущерба при этом следует включать суммы штрафа, взысканные в качестве санкций за выпуск продукции (товаров) ненадлежащего качества, расходы по ее перевозке, проведению экспертизы и т.п.  ;2 ;.

--------------------------------

 ;2 ; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 апреля 1985 г. N 1 О практике применения судами законодательства об ответственности за выпуск из промышленных предприятий недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции и за выпуск в продажу таких товаров в торговых предприятиях.

 

6.10. В каждом случае выявления на производстве брака администрации необходимо составить акт по установленной форме, который является документом учета брака и определения размеров потерь. Работники, виновные в производстве брака, должны быть ознакомлены с актом на брак.

Расчет стоимости исправления брака определяется на основании действующих норм выработки и расценок. Если для исправления брака, происшедшего по вине рабочих, требуются только их трудовые затраты, то акт не составляется и наряд на исправление брака не выписывается, но работы принимаются лишь после исправления брака.

 

7. Применение мер материальной ответственности к работникам,

виновным в возникновении непроизводительных расходов

 

7.1. Во всех случаях установления конкретных виновников непроизводительных расходов должен быть решен вопрос о привлечении их к материальной ответственности. При необходимости для выяснения обстоятельств причинения ущерба по распоряжению руководителя предприятия проводится служебная проверка (см. приложение N 6).

Юридическая служба обязана обеспечить правильное определение:

наличия прямого действительного ущерба;

вида материальной ответственности (полная или ограниченная), к которой привлекается работник, и ее конкретный размер;

порядка привлечения к материальной ответственности (по распоряжению администрации или предъявление иска в народный суд).

Под прямым действительным ущербом следует понимать уменьшение наличного имущества предприятия вследствие утраты, ухудшения или понижения его ценности, а также необходимости произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты  ;3 ;.

--------------------------------

 ;3 ; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15 (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1977, N 6) с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 марта 1983 г. N 2.

 

7.2. Размер причиненного предприятию ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по государственным розничным ценам. При их отсутствии ущерб определяется по ценам, исчисленным в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом СССР по ценам  ;4 ;.

--------------------------------

 ;4 ; КЗоТ РСФСР ст. 121 и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик. См., например, Указания о порядке исчисления цен для определения ущерба при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей при отсутствии на них розничных цен, утвержденные постановлением Госкомцен СССР от 29 декабря 1981 г. N 1372.

 

Законодательством Союза ССР может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, в том числе в кратном исчислении  ;1 ;

--------------------------------

 ;1 ; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов (Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, N 22, ст. 364).

 

7.3. Юридическому отделу, юрисконсульту необходимо следить за соблюдением установленных законодательством сроков привлечения к материальной ответственности. При этом следует учитывать, что днем обнаружения ущерба считается день, когда администрации предприятия, а в необходимых случаях - администрации вышестоящего в порядке подчиненности органа стало известно о наличии ущерба, причиненного работником. Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует считать день составления соответствующего акта или заключения  ;2 ;.

--------------------------------

 ;2 ; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15.

 

7.4. Возмещение ущерба рабочими и служащими в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации, а руководителями предприятий, учреждений, организаций и их заместителями - по распоряжению вышестоящего в порядке подчиненности органа путем удержания из заработной платы работника. Распоряжение администрации или вышестоящего в порядке подчиненности органа должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством  ;3 ;.

--------------------------------

 ;3 ; Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., с изменениями, внесенными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1986 г. и 23 мая 1986 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 29, ст. 427; 1986, N 22, ст. ст. 362, 364).

 

7.5. В соответствии с действующим законодательством рабочие и служащие в определенных случаях могут нести полную материальную ответственность  ;4 ;. Следует строго соблюдать требование законодательства, установившего, что в полном объеме возмещают ущерб материально ответственные лица, а также работники, причинившие его, находясь в нетрезвом состоянии.

--------------------------------

 ;4 ; КЗоТ РСФСР ст. 121 и соответствующие статьи КЗоТ союзных республик.

 

8. Реализация полномочий трудового коллектива.

Использование мер материального стимулирования

 

8.1. Реализация трудовым коллективом соответствующих полномочий, предоставленных ему Законом СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями  ;5 ;, является важным участком работы по снижению и предупреждению непроизводительных расходов.

--------------------------------

 ;5 ; Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 25.

 

8.2. Трудовой коллектив осуществляет свои полномочия непосредственно общими собраниями (конференциями). На эти собрания могут выноситься и вопросы, относящиеся к сокращению непроизводительных расходов. Так, трудовой коллектив обсуждает предложения о совершенствовании премирования работников, укреплении и развитии хозяйственного расчета и другие, заслушивает администрацию о ходе выполнения плановых и договорных обязательств, результатах производственно-хозяйственной деятельности  ;6 ;.

--------------------------------

 ;6 ; Более подробно с этими вопросами можно ознакомиться в журнале Хозяйство и право (1983, N 11 - 12, и 1984, N 1 - 11), где опубликованы материалы, комментирующие статьи Закона СССР о трудовых коллективах.

 

8.3. Осуществление мер по снижению и предупреждению непроизводительных расходов связано прежде всего с активной деятельностью администрации и общественных организаций, которые в соответствии со ст. 19 Закона осуществляют полномочия трудовых коллективов в период между собраниями.

Большими возможностями располагают профсоюзные организации. Они участвуют в разработке и проведении практических мероприятий, направленных на повышение производительности труда, внедрение бригадной и других прогрессивных форм организации и стимулирования труда, улучшение качества выпускаемой продукции, правильное использование материальных и финансовых ресурсов.

Значительная роль в борьбе с непроизводительными расходами отводится постам и группам народного контроля, товарищеским судам и другим общественным органам, действующим в трудовом коллективе.

В этой связи юридической службе необходимо проводить информацию о действующем законодательстве, организовывать совместно с другими подразделениями изучение должностными лицами предприятия нормативных актов, относящихся к их деятельности, оказывать правовую помощь общественным организациям.

8.4. В соответствии с Законом СССР (ст. 11) трудовые коллективы обсуждают и одобряют предложения о совершенствовании премирования работников. При этом могут решаться вопросы использования мер материального поощрения в работе по снижению и предупреждению непроизводительных расходов. Это необходимо предусмотреть при разработке Положения о премировании работников предприятия за основные результаты хозяйственной деятельности  ;1 ;.

--------------------------------

 ;1 ; Порядок разработки положений предусмотрен постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 28 июня 1977 г. N 207/П-9 (с уточнениями, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 24 июля 1980 г. N 214/П-8) Об утверждении основных положений о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1980, N 10).

 

8.5. В целях повышения заинтересованности каждого работника в достижении высоких показателей работы всего коллектива (в том числе в снижении непроизводительных расходов) размеры вознаграждения, выплачиваемые отдельному работнику, целесообразно увязывать не только с общими итогами работы предприятия за год, но и годовыми результатами работы того подразделения, в котором он работает (цеха, участка, бригады)  ;2 ;.

--------------------------------

 ;2 ; Рекомендации о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 августа 1983 г. N 177/П-13 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 1).

 

Одним из основных принципов стимулирования бригад к повышению качества продукции является оценка и оплата труда бригады по конечным результатам работы. В положении о порядке и условиях выплаты вознаграждения рабочим и служащим по итогам работы за год, утверждаемом руководителем по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива, целесообразно предусматривать зависимость размера указанного вознаграждения от качества изготовленной продукции или выполненной работы  ;3 ;.

--------------------------------

 ;3 ; Там же.

 

Юридическая служба должна оказывать правовую помощь отделам, службам в регламентации на предприятии бригадной формы организации труда. При этом ей необходимо активно участвовать в пропагандистско-разъяснительной работе по ознакомлению трудовых коллективов с действующими правовыми нормами по вопросам стимулирования рабочих и служащих, в том числе поощрения их за экономию, а также ответственности за перерасход материальных, энергетических и других ресурсов.

8.6. Следует учитывать, что установлен Перечень упущений, при которых в соответствии с действующим законодательством премии, начисленные за основные результаты хозяйственной деятельности отдельным категориям работников, уменьшаются или не выплачиваются полностью (приложение N 2 к постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 28 июня 1977 г. N 207/П-9). Среди них имеются и нарушения, влекущие возникновение непроизводительных расходов:

завышение времени простоя вагонов МПС против норм (п. 4 постановления Совета Министров СССР от 8 июня 1970 г. N 400  ;4 ;);

невыполнение норм расхода и заданий по экономии топлива, электрической и световой энергии;

несвоевременное взыскание дебиторской и образование просроченной кредиторской задолженности (п. 30 постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. N 911  ;5 ;).

--------------------------------

 ;4 ; СП СССР, 1970, N 10.

 ;5 ; СП СССР, 1983, N 27.

 

8.7. Необходимо также предусмотреть лишение премий полностью или частично руководителей и других инженерно-технических работников цехов, отделов, виновных в невыполнении обязательств администрации перед хозрасчетной бригадой, что повлекло невыполнение бригадой плановых показателей, брак продукции, перерасход по сравнению с установленными нормами затрат труда, материалов, топлива, энергии и т.д.  ;6 ;.

--------------------------------

 ;6 ; Типовое положение о производственной бригаде, совете бригады, бригадире и совете бригадиров в редакции, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1984 г. N 91/6-24. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 11).

 

8.8. Следует иметь в виду, что Основными положениями о премировании установлен порядок, при котором полное или частичное лишение премий производится за тот расчетный период, в котором было совершено упущение в работе. Так, при обнаружении фактов изготовления (реализации) недоброкачественной продукции руководящие, инженерно-технические работники и служащие, по вине которых допущено ее изготовление (реализация), лишаются премии за те месяцы и кварталы, когда выявлены эти факты, независимо от привлечения работников в установленном порядке к дисциплинарной или другим видам ответственности.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ

ЮСТИЦИИ СССР, ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

1. Об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате), утверждены 19 февраля 1976 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1976, N 5).

2. Об организации работы юридических служб производственных объединений и предприятий по использованию правовых средств в целях обеспечения выпуска продукции высокого качества, утверждены 14 февраля 1978 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1978, N 8).

3. Об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях, утверждены 29 сентября 1978 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1979, N 3).

4. Об участии юридических служб производственных объединений, предприятий и организаций в работе по обеспечению сохранности социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью, утверждены 3 ноября 1986 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1987, N 3).

5. Об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами, утверждены 10 октября 1982 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1983, N 1).

6. Об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в работе по обеспечению соблюдения законодательства при списании с баланса имущества, пришедшего в негодность, долгов, недостач и потерь от порчи товаров, материалов и продукции, утверждены 29 декабря 1983 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 5).

7. О правовом обеспечении бригадной формы организации и стимулирования труда в производственных объединениях, на предприятиях промышленности и участии в этой работе юридических служб, утверждены 30 августа 1985 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1986, N 1).

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ  ;1 ;

 

--------------------------------

 ;1 ; Подготовлено на основе изучения положений, разработанных на предприятиях ряда отраслей народного хозяйства.

 

1. Общие вопросы

 

1.1. Комиссия создается в целях совершенствования организации работы по снижению и предупреждению непроизводительных расходов, повышения ответственности структурных подразделений и конкретных работников за их возникновение, улучшения экономической деятельности предприятия.

1.2. Комиссия создается приказом директора и в своей деятельности отчитывается перед ним.

1.3. В состав комиссии входят: заместитель директора (председатель); члены комиссии - представители отделов: экономического, юридического, бухгалтерии, материально-технического снабжения, транспорта, сбыта, производственного, финансового, отдела технического контроля, - представители комитета или группы народного контроля, профсоюзной организации (по согласованию).

1.4. Основными задачами комиссии являются:

организация работы по снижению и предупреждению непроизводительных расходов;

выявление причин непроизводительных расходов, их анализ, разработка мероприятий по их устранению;

содействие укреплению и развитию основных принципов внутреннего хозрасчета во взаимоотношениях между структурными подразделениями.

1.5. Комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, нормативными актами, регламентирующими организацию производственно-хозяйственной деятельности, рекомендациями о формах и методах работы по снижению непроизводительных расходов в объединениях и на предприятиях отрасли и настоящим Положением.

 

2. Обязанности комиссии

 

2.1. Во исполнение возложенных на нее задач комиссия:

проводит анализ и проверку причин образования непроизводительных расходов по видам хозяйственной деятельности;

оказывает содействие цехам, отделам, службам в разработке мероприятий технического, организационного, экономического и правового характера по предупреждению и снижению непроизводительных расходов;

принимает меры к возмещению причиненного ущерба за счет конкретных виновников образования непроизводительных расходов;

на основе анализа причин образования непроизводительных расходов оказывает помощь структурным подразделениям в организации правильного учета и контроля исполнения хозяйственных договоров и улучшении хозяйственной деятельности.

 

3. Права и ответственность комиссии

 

3.1. Комиссия имеет право:

требовать от руководителей подразделений, служб, отдельных работников представления соответствующей информации, документов и объяснений для выявления причин и виновников хозяйственных нарушений, вызвавших непроизводительные расходы;

вызывать на заседание комиссии руководителей структурных подразделений, а в необходимых случаях и работников этих подразделений для всестороннего выяснения обстоятельств, повлекших непроизводительные расходы;

давать заключения и рекомендации об отнесении непроизводительных расходов на результаты хозяйственной деятельности виновных подразделений или на издержки производства (обращения);

вносить предложения о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении предприятием договорных обязательств и возникновении непроизводительных расходов;

проверять выполнение планируемых мероприятий по предупреждению непроизводительных расходов, другие вопросы, связанные с сокращением непроизводительных расходов на предприятии.

3.2. Комиссия несет ответственность:

за своевременность рассмотрения фактов непроизводительных расходов; за достоверность и законность даваемых заключений, предложений и рекомендаций.

3.3. В случае выявления фактов-хищений, растрат, недостач, выпуска недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и других правонарушений комиссия вносит предложение руководству предприятия о передаче материалов в следственные и судебные органы, а также для принятия мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию.

 

4. Организация работы

 

4.1. Комиссия проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Дата и повестка заседания определяются заранее (как правило, в соответствии с утвержденным планом работы комиссии).

4.2. Рассмотрение вопроса на заседании комиссии целесообразно начинать сообщением представителей финансового отдела или бухгалтерии о непроизводительных расходах и о предварительном отнесении их на виновные подразделения и конкретных работников.

4.3. Рассмотрение материалов в комиссии проводится с обязательным участием представителей заинтересованных подразделений.

4.4. Заседанием комиссии руководит председатель. В ходе заседания секретарем ведется протокол, в котором излагаются информация членов комиссии о результатах служебного расследования, объяснения руководителей структурных подразделений, допустивших непроизводительные расходы, предложения членов комиссии, перечисляются документы, послужившие основанием для вынесения решения. Протокол подписывается председателем и секретарем.

4.5. Решение принимается большинством голосов членов комиссии, участвовавших в рассмотрении данного вопроса. При разделении голосов мнение председателя комиссии является решающим.

В протокол заседания заносится решение комиссии. Протокол заседания комиссии в течение двух дней докладывается руководителю предприятия, который принимает по нему окончательное решение с изданием при необходимости приказа.

4.6. Контроль и ответственность за выполнение решений комиссии, разработанных ею мероприятий по устранению выявленных нарушений хозяйственной деятельности и предотвращению непроизводительных расходов возлагается на председателя комиссии.

 

 

 

 

 

Приложение N 3

 

Примерный образец


 

                              СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

             НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ, ОТНЕСЕННЫХ

                       НА СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 

                    за _______________________ 19__ г.

                          (месяц, квартал)

 

┌───┬──────────┬─────┬──────────────────────────┬──────┬────┬──────┬───────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬──┬──┐

│ N │Наименова-│Штра-│        В том числе       │Штрафы│Рег-│Штрафы│Штрафы │Штра-│Штра-│Штра-│Пени │Убыт-│   

│п/п│ние       │фы за├─────┬────────┬──────┬────┤за    │рес-│за    │за     │фы за│фы за│фы за│за   │ки от│   

   │подразде- │нару-│за   │за неис-│за по-│за  │нару- │сные│пере- │сверх- │не-  │не-  │по-  │не-  │до-     

   │лений     │шение│прос-│пользо- │вреж- │про-│шение │иски│расход│норма- │свое-│воз- │став-│свое-│сроч-│   

             │усло-│той  │вание   │дение │чие │усло- │    │про-  │тивный │вре- │врат │ку   │вре- │ного │   

             │вий  │же-  │заявлен-│и не- │на- │вий       │дукции│остаток│мен- │тары │не-  │мен- │спи- │   

             │же-  │лез- │ных     │очист-│ру- │пере- │    │на    │оборот-│ное  │и    │доб- │ную  │сания│   

             │лез- │но-  │перево- │ку по-│ше- │возок │    │собст-│ных    │вы-  │увя- │рока-│опла-│фон- │   

             │но-  │до-  │зочных  │движ- │ния │по        │венные│средств│пол- │зоч- │чест-│ту   │дов     

             │до-  │рож- │средств,│ного      │другим│    │нужды │       │нение│ных  │вен- │сче- │        

             │рож- │ных  │невыпол-│соста-│    │видам │                 │зака-│мате-│ной  │тов          

             │ных  │ваго-│нение   │ва        │транс-│                 │зов  │риа- │про- │             

             │пере-│нов и│плана             │порта │                      │лов  │дук- │             

             │во-  │цис- │погруз- │                                           │ции               

             │зок, │терн │ки, не- │                                                             

             │всего│     │исполь- │                                                             

                       │зование │                                                             

                       │подъем- │                                                             

                       │ной силы│                                                             

                      │вагона                                                               

├───┼──────────┼─────┼─────┼────────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──┼──┤

│ 1 │    2       3    4     5      6   │ 7    8   │ 9    10    11   │ 12  │ 13  │ 14  │ 15  │ 16  │17│18│

├───┼──────────┼─────┼─────┼────────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──┼──┤

│1. │Цех 1                                                                                   

│2. │Цех N 2 и │                                                                               

   │т.п.                                                                                     

│3. │Непроизво-│                                                                               

   │дительные │                                                                               

   │расходы,                                                                                 

   │не завися-│                                                                               

   │щие от                                                                                   

   │деятель-                                                                                 

   │ности                                                                                    

   │структур- │                                                                               

   │ных под-                                                                                 

   │разделений│                                                                               

│4. │Итого                                                                                    

└───┴──────────┴─────┴─────┴────────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴───────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──┴──┘

 

                       Председатель комиссии по непроизводительным расходам

                       Начальник планового отдела

 

 

 

 

 

Приложение N 4

 

ПРИМЕРНЫЙ КЛАССИФИКАТОР

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ


 

┌─────────────────────────────────────────────┬──────────────┬────────────┐

            Содержание претензий               Первичные   │Форма и    

                                               документы,  │величина   

                                             │подтверждающие│ответствен- │

                                             │обоснованность│ности      

                                                и размер              

                                               претензий              

├─────────────────────────────────────────────┴──────────────┴────────────┤

    I. Претензии по поводу несвоевременного обеспечения производства    

                  ресурсами и транспортными средствами                  

                                                                        

│Несвоевременное и некомплектное получение    │план-график   │санкция в  

│деталей, узлов в порядке внутренней          │поставок      │процентах к │

│кооперации                                                 │стоимости  

                                                           │недопостав- │

                                                           │ленной     

                                                           │продукции  

│Несвоевременное или некомплектное обеспечение│                       

│производственного подразделения сырьем,                               

│материалами, покупными полуфабрикатами,                               

│комплектующими изделиями                                              

                                                                      

│Несвоевременное обеспечение производственного│                       

│подразделения инструментом и технологической │                         

│оснасткой необходимой номенклатуры                                    

│и нужного качества                                                    

                                                                      

│Невыполнение графика подачи производственным │простойный    │сумма оплаты│

│подразделениям воды, сжатого воздуха и       │лист, акт о   │простоя или │

│электроэнергии требуемых параметров          │недопоставке  │санкция    

                                             │(нарушении    │за каждый  

                                             │параметров)   │час простоя │

│Несвоевременное обеспечение производственного│план-график   │санкция за 

│подразделения транспортными и                │подачи        │каждый     

│погрузо-разгрузочными средствами             │транспорта,   │час простоя │

                                             │простойный               

                                             │лист                     

                                                                        

    II. Претензии по поводу поставки бракованных, не соответствующих     

      стандартам и техническим условиям материалов, деталей, узлов,     

                  полуфабрикатов, инструмента, оснастки                 

                                                                        

│Брак, несоответствие техническим условиям,   │акт о браке,  │сумма доплат│

│ГОСТу деталей, узлов, полученных в порядке   │доплатные     │на         

│внутренней кооперации                        │листы,        │устранение 

                                             │простойный    │брака +    

                                             │лист          │потери от  

                                                           │простоев   

│Брак, несоответствие техническим условиям,                          

│ГОСТу сырья, материалов, покупных                                     

│полуфабрикатов, комплектующих изделий                                 

│Брак, несоответствие техническим условиям,                          

│ГОСТу инструмента, оснастки                                           

                                                                        

  III. Претензии по поводу несвоевременного и некачественного ремонта и 

                    ввода в действие основных фондов                    

                                                                        

│Несвоевременное и некачественное выполнение  │акт о браке,  │сумма оплаты│

│работ по ремонту оборудования и изготовлению │простойный    │простоя,   

│нестандартного оборудования                  │лист,         │стоимость  

                                             │доплатный лист│ремонта    

│Несвоевременная установка и подключение      │график        │санкция за 

│нового (модернизированного) оборудования     │работ         │каждый     

                                                           │день       

                                                           │просрочки  

│Сверхнормативный простой оборудования в      │график ППР               

│ремонте                                      │оборудования, │           

                                             │акт приемки из│           

                                             │ремонта                  

                                                                        

                IV. Претензии по поводу нарушения правил                

         использования (эксплуатации) производственных ресурсов         

                                                                         

│Нарушение утвержденных условий приемки       │акты          │сумма      

│и хранения материальных ценностей,           │инвентариза-  │потерь,    

│инструмента, оснастки (потери, порча,        │ции, проверок,│санкция за 

│недостача)                                   │ревизий       │каждый     

                                                           │выявленный 

                                                           │случай      

│Нарушение установленных правил хранения                   │сумма      

│полуфабрикатов и деталей в диспетчерских                   │потерь,    

│кладовых                                                   │санкция за 

                                                           │каждый     

                                                           │выявленный 

                                                           │случай     

│Неиспользование завезенных по заявкам                     │санкция в  

│материалов                                                 │процентах к │

                                                           │стоимости  

                                                           │неиспользо- │

                                                          │ванных     

                                                           │материалов 

│Утечка энергии в подразделениях              │акт проверки  │сумма      

                                                           │потерь,    

                                                           │санкция за 

                                                           │каждый     

                                                           │зарегистри- │

                                                           │рованный   

                                                           │случай     

│Нарушение правил эксплуатации оборудования,  │акт об аварии │возмещение 

│приводящее к его поломке и порче                           │затрат     

                                                           │на ремонт  

│Несвоевременная сдача оборудования в плановый│план-график   │санкция за 

│ремонт                                                     │каждый     

                                                           │день       

                                                           │просрочки  

│Сверхнормативный простой внутризаводских     │акт простоя   │санкция за 

│транспортных средств в подразделениях                      │каждый     

                                                           │час простоя │

│Нарушение сроков возврата тары               │акт          о│санкция за 

                                             │нарушении     │каждый     

                                             │сроков        │случай     

                                             │возврата      │нарушения  

│Порча тары вследствие несоблюдения правил ее │предписание по│стоимость  

│эксплуатации и использования не по назначению│эксплуатации  │испорченной │

                                             │тары, акт     │тары       

                                             │инвентаризации│            

                                                                        

     V. Претензии по поводу нарушения технических, организационных,     

                   экономических условий производства                   

                                                                         

│Несвоевременная передача технической до-     │служебная     │сумма      

│кументации на изготовление новой продукции   │записка,      │экономи-   

│производственным подразделениям              │простойные и  │ческого    

                                             │доплатные     │ущерба или 

                                             │листы         │санкция за 

                                                           │каждый      

                                                           │день       

                                                           │просрочки  

│Выдача производственным подразделениям                    │сумма      

│некачественной технической документации                    │экономичес- │

│(ошибки в чертежах, недоработки                            │кого ущерба │

│конструктивного и технологического характера │                         

│и др.)                                                                

│Несвоевременное внесение изменений и                                

│корректировок в техдокументацию (изменение                            

│чертежа, технологии, норм расхода материалов,│                         

│полуфабрикатов)                                                       

│Несвоевременное доведение до производственных│             │санкция за 

│подразделений плановых заданий, экономических│              │каждый     

│нормативов                                                 │день       

                                                           │просрочки  

│Нарушение сроков представления оперативной и │                       

│статистической отчетности и оперативной                               

│информации                                                            

│Несвоевременное обеспечение подразделений                           

│объединения (предприятия) отчетными данными о│                          

│результатах их хозяйственной деятельности                             

│Отклонение фактических цен от принятых в                  │сумма      

│плане на материалы, покупные полуфабрикаты,                │отклонений 

│комплектующие изделия                                                 

                                                                        

    VI. Претензии за непроизводительные расходы и другие виды ущерба    

                        объединения (предприятия)                       

                                                                        

│Нарушение сроков и условий поставки          │план-график   │суммы      

│продукции потребителям по договорам          │поставки      │уплаченных 

                                                           │объединением│

                                                           │(предприяти-│

                                                           │ем) штрафов │

│Поставка потребителю некачественной, не      │рекламационный│          

│соответствующей нормативно-технической       │акт                      

│документации продукции                                                

│Несоблюдение требований по хранению, упаковке│акт проверки            

│и отправлению готовой продукции потребителям │                         

│Несвоевременное оформление отгрузочных и     │график                  

│платежных документов на готовую продукцию    │объединения,              

                                             │выписка из               

                                             │расчетного               

                                             │счета                    

│Сверхнормативные простои транспортных средств│                       

│под погрузкой (разгрузкой)                                            

│Несвоевременный возврат тары                                        

│Уплата пени и повышенных процентов за        │предъявленный │          

│несвоевременный возврат ссуд Госбанка        │счет Госбанка │           

│Просрочка заключения договоров или отказ от  │служебная               

│их заключения                                │записка                  

│Необоснованный отказ от акцепта, выставление │                       

│нетоварных счетов и иные нарушения расчетной │                         

│дисциплины                                                            

│Долги и штрафы, не взысканные из-за пропуска │                       

│исковой давности                                                      

└─────────────────────────────────────────────┴──────────────┴────────────┘

 

 

 

 

 

Приложение N 5

 

                     АКТ ХОЗРАСЧЕТНОЙ ПРЕТЕНЗИИ N ___

 

                                Шифр N ___

 

подразделение                                                 подразделение

-------------                                                 -------------

предъявитель                                                    ответчик

 

    Претензия вручена ответчику           Ответ на претензию

    ____ _______________ 198_ г.        ____ _______________ 198_ г.

 

Сумма претензии ___________                Сумма претензии, с которой

                                           согласен ответчик

 

Характер нанесенного ущерба _______________________________________________

                                    (брак, простой оборудования,

___________________________________________________________________________

                          простой рабочих и т.д.)

 

Основания для предъявления претензии ______________________________________

                                                (акт о браке,

___________________________________________________________________________

                     акт о простое, извещение и т.д.).

 

                     Расчеты суммы претензии (ущерба)

 

Наименова-

ние потерь

(шифр)   

                         Сумма (руб.)                         

зар-

плата

мате-

риалы

 расходы по

содержанию,

эксплуатации

оборудования

цехо-

вые 

рас-

ходы

общезаводские,

общеобъединен-

ческие расходы

про-

чие

ито-

го 

приме-

чание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Итого

 

Руководитель подразделения-предъявителя ___________________________________

                                              (подпись предъявителя)

 

Заключение подразделения-виновника ________________________________________

С претензией не согласен в сумме ____________ по следующим причинам

Руководитель подразделения-ответчика ______________________________________

                                              (подпись ответчика)

 

 

 

 

 

Приложение N 6

 

Примерный образец

 

                                    АКТ

         СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ ПО ФАКТУ ПРИЧИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЮ УЩЕРБА

 

N ___________                                  от _________________________

 

    1.  Комиссия,  действующая  в  соответствии  с  поручением  руководства

предприятия от ____________________________________________________________

                                         (дата)

в составе:

главного (старшего) бухгалтера ____________________________________________

руководителя подразделения, в котором допущен ущерб _______________________

работника юридической службы ______________________________________________

представителей общественной организации ___________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

провела служебную проверку изложенных в докладной

т. _______________ обстоятельств причинения ущерба.

    2. Установлено следующее ______________________________________________

___________________________________________________________________________

            (краткое содержание обстоятельств, вызвавших ущерб)

 

    3. Выводы:

    а) ущерб возник в результате виновных действий работника

___________________________________________________________________________

                    (ф.и.о., должность, место работы)

 

что подтверждается документами ____________________________________________

___________________________________________________________________________

                     (перечень прилагаемых документов)

 

и составляет ____________ рублей, который виновный возместит в добровольном

порядке ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

                          (согласился, отказался)

 

    б) ущерб возник по другим обстоятельствам.

Убытки в сумме __________________ рублей в соответствии с законодательством

подлежат __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

                          (предложения комиссии)

 

Подписи членов комиссии   __________________________________

                          __________________________________

                          __________________________________

 

С  выводами комиссии, проводившей служебную проверку, ознакомлен. Замечаний

по существу проверки ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

                                (есть, нет)

 

Подпись работника, виновного

в причинении ущерба ______________________

 

Примечание. Акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию как основание для отражения суммы ущерба в балансе; второй с материалами передается руководителю вместе с проектом приказа о результатах проверки; третий (если об этом будет принято решение) - направляется вместе с другими документами в следственные органы, народный суд или товарищеский суд.