МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПИСЬМО
от 30 ноября 1989
г. N 104
О ПРАВИЛАХ
РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
Главным управлением
перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота утвержден руководящий
документ РД 31.15.02-89 Технологические карты грузовых и балластных
операций на танкерах. Правила разработки со сроком введения в действие с
1 января 1990 г.
Правила разработки
технологических карт устанавливают требования к содержанию технологических карт
для грузовых и балластных операций на танкерах для членов экипажей,
осуществляющих грузовые и балластные операции.
Для внедрения
руководящего документа предлагаю:
1. Начальникам
пароходств Минморфлота СССР:
1.1. Обязать
соответствующие службы включать РД в комплекс рабочей технологической
документации на наливных судах.
1.2. Обеспечить
изучение и исполнение экипажами наливных судов требований настоящего РД.
2. В/О Мортехинформрекламе:
Обеспечить до
01.01.90 издание и рассылку РД 31.15.02-89 во все пароходства в необходимом
количестве.
3. Контроль за исполнением настоящего инструктивного письма
возложить на начальников пароходств.
Начальник Главного
управления
перевозок,
эксплуатации флота
и портов
Минморфлота
Н.П.ЦАХ
к письму
Минморфлота
от 30 ноября 1989
г. N 104
Утверждаю
Начальник
управления
перевозок,
эксплуатации
флота и портов ММФ
Н.П.ЦАХ
29 ноября 1989 года
Срок введения
в действие установлен
с 1 января 1990
года
ГРУЗОВЫХ И
БАЛЛАСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТАНКЕРАХ.
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ
РД 31.15.02-89
Настоящий
руководящий документ распространяется на Правила разработки технологических
карт на грузовые и балластные операции, выполняемые на наливных судах,
перевозящих нефть, нефтепродукты, химические, пищевые грузы, сжиженные газы.
Вводится впервые.
1.1. Перед началом
грузовых (балластных) операций, руководствуясь требованиями грузового плана и
данными, полученными в порту погрузки (выгрузки), помощник капитана,
ответственный за проведение грузовых балластных операций, составляет
технологические карты.
1.2.
Технологические карты подписывают:
старший помощник
капитана, под руководством которого производится подготовка танков к наливу
запланированного груза и проверка технического состояния грузовой системы
танкера;
второй помощник
капитана, ответственный за проведение грузовых операций;
руководитель
береговой грузовой бригады.
1.3.
Технологические карты утверждает капитан судна.
1.4. С
технологическими картами должны быть ознакомлены под расписку:
третий и четвертый
помощники капитана, несущие судовые вахты при стоянке танкера под грузовыми
операциями и, при необходимости, подменяющие второго помощника капитана с
выполнением его служебных обязанностей;
механик, в
обязанности которого входит поддержание грузовой системы и грузовых насосов в
исправном техническом состоянии;
донкерман, который по указанию второго помощника капитана готовит
грузовую систему, грузовые насосы к предстоящим грузовым и балластным
операциям, проверяет правильность открытия и закрытия клапанов клинкетов в
насосном отделении, на палубе и грузовых танках, при дистанционном управлении
грузовыми операциями, следит за давлением в грузовой магистрали;
матросы,
которые при проведении грузовых операций по указанию помощника капитана,
ответственного за проведение грузовых операций, открывают и закрывают клапаны
(клинкеты) грузовых танков при ручном управлении, следят за уровнем груза в
танках и предупреждают помощника капитана о достижении грузом запланированного
уровня, следят за состоянием грузовых шлангов и стендеров и их нормальной
работой и чистотой акватории вокруг танкера.
1.5. Форма
технологической карты приведена в Приложении 1.
1.6. Проведение
грузовых балластных операций и обслуживание грузовой системы танкера
производится судовой грузовой бригадой, проинструктированной капитаном, или
береговой грузовой бригадой, допущенной к работе на данном типе судов в
установленном порядке и проинструктированной помощником капитана, ответственным
за проведение грузовых (балластных) операций.
1.7. К выполнению
грузовых (балластных) операций могут привлекаться только те матросы, которые
обучены безопасным методам ведения грузовых операций, приемам предотвращения
загрязнения моря и борьбы с разливами груза, мерам индивидуальной и
коллективной защиты от транспортных и токсичных свойств перевозимых грузов.
1.8. Перечень документов,
которыми необходимо руководствоваться при составлении технологических карт,
приведен в Приложении 2.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
2.1. (Пункт 1
Карты) (см. Приложение 1) Наименование операции.
Указывается
предстоящая операция - погрузка, выгрузка, балластные операции.
2.2. (Пункт 2
Карты) Количество принимаемого (сливаемого) груза балласта, распределение
по группам танков.
Указывается общее
количество запланированного в грузовом плане к наливу (сливу) груза,
распределение разных сортов груза по группам танков, количество принимаемого
(сливаемого) балласта.
2.3. (Пункт 3
Карты) Расчетная продолжительность операций.
Указывается
расчетное время погрузки, выгрузки или балластировки, определенное по
согласованным с представителем береговой базы нормам погрузки - выгрузки в
данном порту.
2.4. (Пункт 4
Карты) Порядок разобщения (сообщения) грузовых магистралей.
2.4.1. (Пункт 4.1
Карты) Клапаны (клинкеты), которые должны быть закрыты, обжаты и
опломбированы до начала грузовых (балластных) операций с целью предотвращения
разлива груза в портовые воды: в насосном отделении, грузовых танках, на
грузовой палубе.
Перечисляются
закрытые забортные клапаны (клинкеты) насосного отделения и сливные клапаны
(клинкеты), расположенные в корпусе танкера в районе грузовых танков, через
которые груз может попасть в портовые воды, а также перечисляются все закрытые,
не участвующие в грузовых операциях шлакоприемники палубного трубопровода.
Примечание. Факт
опломбирования клапанов (клинкетов) отражается в судовом журнале и акте.
2.4.2. (Пункт 4.2
Карты) Клапаны (клинкеты), которые должны быть постоянно закрыты на все
время проведения грузовых операций с целью предотвращения смешения разных
сортов груза: в насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе.
Указываются все
закрытые до начала грузовых операций клапаны (клинкеты) грузовой системы
танкера, предотвращающие от смешения разные сорта груза, танки с разными
сортами груза должны быть отделены друг от друга двумя закрытыми клапанами (клинкетами).
2.5. (Пункт 5
Карты) Количество одновременно заполняемых танков.
Указывается
количество танков, в которые может одновременно приниматься груз с учетом
наличного персонала грузовой бригады, обеспечивающей надежный контроль за проведением грузовых операций и, в случае
необходимости, позволяющий вовремя принять меры по недопущению аварийных
ситуаций, связанных с возможным переливом груза или грязного балласта.
2.6. (Пункт 6
Карты) Максимально допустимое давление в судовой магистрали.
Указывается максимально допустимое давление в судовой грузовой магистрали,
согласованное с представителем береговой базы до начала грузовых (балластных)
операций (см. РД 31.11.81.36-81, Раздел 13).
2.7. (Пункт 7
Карты) Поэтапный порядок грузовых (балластных) операций.
2.7.1. Поэтапный
порядок грузовых (балластных) операций рассчитывается и вносится в
технологическую карту до начала грузовых (балластных) операций.
2.7.2. В графе 2
таблицы необходимо указать поэтапно наименование операции с указанием номеров
танков, участвующих в каждой операции.
2.7.3. В графе 3
таблицы необходимо перечислить номера клапанов (клинкетов), которые должны быть
открыты перед началом налива (слива), при переходе на налив (слив) других
танков, а затем, в конце грузовых операций, при переходе на танки, в которые
будет производиться окончание всего налива (слива).
Примечание. При
перечислении танков, клапанов (клинкетов) следует применять сокращения,
например, первый центральный танк - 1Ц, третий левый бортовой танк - 3ЛБ,
секущий клинкет между 2 и 3 танками - Сек. 2/3. Также можно применять другие
сокращения.
2.7.4. В графе 4
таблицы указывается интенсивность налива (слива) в кубических метрах в час.
Если предстоит
погрузка электростатически активных грузов, в первоначальный период погрузки
скорость потока груза в приемных трубах танков не должна превышать 1 м/с вплоть до достижения уровня груза
в 1 м в каждом загружаемом танке. Для этого рассчитывается соответствующая
интенсивность налива в зависимости от диаметра приемных труб танков и
количества танков, в которые начинается погрузка, соответственно, время налива
(см. РД 31.11.81.36-81, приложение 3 Производительность перекачки в
зависимости от диаметра трубы и скорости потока в ней).
2.7.5. В графе 5
таблицы указывается расчетное время (начало - окончание), которое необходимо
для выполнения данного этапа грузовых (балластных) операций.
2.7.6. В графе 6
таблицы указывается фактическое время, затраченное на выполнение данного этапа.
2.7.7. В графе 7
таблицы указываются дополнительные данные, не вошедшие в предыдущие графы (например пустоты в грузовых танках, скорость потока груза 1
м/с и др.)
2.8. Пункт 8 Карты.
Аварийные меры.
В технологические
карты должны быть внесены нижеперечисленные аварийные меры, которые должны быть
предприняты экипажем танкера при угрозе перелива груза или грязного балласта и
при произошедшем переливе груза (грязного балласта):
1) В случае
угрозы перелива груза (грязного балласта) из заполняемых танков необходимо
быстро переключить подачу груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если
к этому моменту нет танков с достаточным запасом пустоты необходимо, не
допуская аварийного разлива груза (балласта), немедленно закрыть клапаны
(клинкеты) переполняющихся танков и только после этого сообщить на берег об
аварийной остановке погрузки (см. Раздел 7 РД 31.11.81.36-81);
2) При
переливе груза (балласта) из грузовых танков на палубу или разливе груза в
портовые воды из поврежденного шланга или стендера необходимо немедленно
прекратить грузовые операции, объявить общесудовую тревогу и действовать в
соответствии с судовым оперативным планом по борьбе с разливом груза
(балласта).
Рекомендуемое
УТВЕРЖДАЮ
Капитан
грузовых (балластных) операций
1. Наименование операции ______________________________________________
2. Количество принимаемого (сливаемого) груза (балласта) по группам
танков
3. Расчетная продолжительность операций ___________ ч ____________ мин.
4. Порядок разобщения (сообщения) грузовых и зачистных магистралей:
4.1. Клапаны (клинкеты), которые должны быть закрыты, обжаты и
опломбированы до начала грузовых (балластных) операций, с целью
предотвращения разлива груза в портовые воды:
в насосном отделении ______________________________________________________
в грузовых танках _________________________________________________________
на грузовой палубе ________________________________________________________
Примечание: Факт опломбирования клапанов (клинкетов) насосного
отделения отражается в судовом акте и в судовом журнале.
4.2. Клапаны (клинкеты), которые должны быть постоянно закрыты на все
время проведения грузовых операций, с целью предотвращения смешения
различных сортов груза:
в насосном отделении __________________________________________________
в грузовых танках _____________________________________________________
на грузовой палубе ____________________________________________________
5. Количество одновременно заполняемых танков _________________________
6. Максимально допустимое давление в судовой грузовой магистрали ______
__________________________________________________________ мПа (кгс/кв. см)
7. Поэтапный порядок грузовых (балластных) операций:
Номер этапа |
Наименование операции
с указанием
номеров танков |
Клапаны грузовой системы, которые должны быть открыты |
Интенсивность налива,
куб. м/ч |
Время
|
Приме- чание |
|
Расч. |
Факт. |
|||||
1 |
2
|
3 |
4
|
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. В случае угрозы
перелива груза (грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро
переключить подачу груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к
этому моменту нет танков с достаточным запасом пустоты, необходимо, не допуская
аварийного разлива груза, немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся
танков и только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки
(см. Раздел 7 Погрузка у причала РД 31.11.81.36-81).
2. При переливе
груза из грузовых танков на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного
шланга необходимо немедленно прекратить грузовые операции, объявить общесудовую
тревогу и действовать в соответствии с судовым оперативным планом по борьбе с
разливом груза.
Старший помощник капитана _______________________________
Второй помощник капитана _______________________________
Руководитель береговой грузовой бригады _______________________________
Ознакомлены:
Третий помощник капитана _______________________________
Четвертый помощник капитана _______________________________
Четвертый (третий) механик _______________________________
Донкерман _______________________________
Матросы _______________________________
ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ
НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
РД 31.04.23-86
Наставление по предотвращению загрязнения с судов.
РД 31.11.81.35-81
Правила морской перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ.
РД 31.11.81.36-81
Правила морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах
ММФ.
РД 31.11.81.37-82
Правила морской перевозки химических грузов наливом.
РД 31.11.81.43-83
Правила перевозки сжиженных газов наливом специализированными
судами-газовозами.
РД 31.81.10-75
Правила техники безопасности на судах морского флота.
Судовая
Инструкция по загрузке танкера.
Информация об
остойчивости для капитана, разрабатываемая для каждого судна
заводом-строителем.