МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ИНСТРУКТИВНОЕ
ПИСЬМО
от 23 января 1990
г. N 22-02-08
О
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССАХ ВЫРАВНИВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Главное управление
охраны здоровья матери и ребенка направляет рекомендации по
медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой
психического развития, подготовленные лабораторией педагогики и психологии
детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР и
согласованные с Московским НИИ психиатрии.
О МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССАХ ВЫРАВНИВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Известно, что в
большинстве случаев причиной задержки психического развития является
воздействие вредных факторов (инфекций, интоксикаций, травм) на ЦНС плода в
период беременности, во время родов и в первые годы жизни ребенка. Эти факторы
приводят к функциональной или слабо выраженной органической недостаточности
ЦНС.
Такая недостаточность в школьном возрасте проявляется в нарушениях
познавательной деятельности и в незрелости эмоционально-волевой сферы, что
обнаруживается в несформированности умственных
операций, в дефектах внимания, восприятия, речи, памяти, отставании в развитии
произвольной моторики, слабости произвольной регуляции поведения.
Кроме того,
затруднения в овладении школьными навыками связаны с повышенной истощаемостью
ЦНС, недостаточной умственной работоспособностью, что является признаками
повреждения ЦНС. К симптомам повреждения ЦНС также относится двигательная
расторможенность, аффективная возбудимость, внутричерепная гипертензия с
приступами головной боли, тошнотой, рвотой, головокружением, невротические и неврозоподобные расстройства и т.д.
Описание нарушения
психической деятельности часто сочетается с обменно-трофическими расстройствами
и общей соматической ослабленностью.
Из сказанного
следует, что дети с задержкой психического развития, зачисленные по направлению
медико-педагогической комиссии в классы выравнивания, нуждаются не только в
адекватных условиях обучения, но и в щадящем подходе при организации всего
учебно-воспитательного процесса, обеспечении гигиенического режима, а нередко в
специальном лечении.
Важную роль в
профилактике возникновения вторичных расстройств у таких детей играет
своевременное выявление декомпенсации их психофизического состояния, проведение
необходимого лечения общеукрепляющими и специальными средствами.
Обязанности по
проведению санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, организации
благоприятного психотерапевтического окружения возлагаются на медицинский
персонал и администрацию общеобразовательной школы, в которой функционируют
классы выравнивания.
При ухудшении
психофизического состояния и нарастания явлений школьной дезадаптации
медицинский персонал школы совместно с учителями дают родителям направление в
районную поликлинику на консультацию к детскому психиатру.
Назначенное
районным психиатром лечение осуществляет медперсонал школы, контролируя при
необходимости проведение повторных консультаций в диспансере.