Инструктивное письмо Минздрава РСФСР от 23.01.1990 N 22-02-08

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

 

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 23 января 1990 г. N 22-02-08

 

О МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССАХ ВЫРАВНИВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Главное управление охраны здоровья матери и ребенка направляет рекомендации по медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития, подготовленные лабораторией педагогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР и согласованные с Московским НИИ психиатрии.

 

 

 

 

 

О МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В КЛАССАХ ВЫРАВНИВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Известно, что в большинстве случаев причиной задержки психического развития является воздействие вредных факторов (инфекций, интоксикаций, травм) на ЦНС плода в период беременности, во время родов и в первые годы жизни ребенка. Эти факторы приводят к функциональной или слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.

Такая недостаточность в школьном возрасте проявляется в нарушениях познавательной деятельности и в незрелости эмоционально-волевой сферы, что обнаруживается в несформированности умственных операций, в дефектах внимания, восприятия, речи, памяти, отставании в развитии произвольной моторики, слабости произвольной регуляции поведения.

Кроме того, затруднения в овладении школьными навыками связаны с повышенной истощаемостью ЦНС, недостаточной умственной работоспособностью, что является признаками повреждения ЦНС. К симптомам повреждения ЦНС также относится двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, внутричерепная гипертензия с приступами головной боли, тошнотой, рвотой, головокружением, невротические и неврозоподобные расстройства и т.д.

Описание нарушения психической деятельности часто сочетается с обменно-трофическими расстройствами и общей соматической ослабленностью.

Из сказанного следует, что дети с задержкой психического развития, зачисленные по направлению медико-педагогической комиссии в классы выравнивания, нуждаются не только в адекватных условиях обучения, но и в щадящем подходе при организации всего учебно-воспитательного процесса, обеспечении гигиенического режима, а нередко в специальном лечении.

Важную роль в профилактике возникновения вторичных расстройств у таких детей играет своевременное выявление декомпенсации их психофизического состояния, проведение необходимого лечения общеукрепляющими и специальными средствами.

Обязанности по проведению санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, организации благоприятного психотерапевтического окружения возлагаются на медицинский персонал и администрацию общеобразовательной школы, в которой функционируют классы выравнивания.

При ухудшении психофизического состояния и нарастания явлений школьной дезадаптации медицинский персонал школы совместно с учителями дают родителям направление в районную поликлинику на консультацию к детскому психиатру.

Назначенное районным психиатром лечение осуществляет медперсонал школы, контролируя при необходимости проведение повторных консультаций в диспансере.