;Циркулярное письмо ; Минрыбхоза СССР, ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства от 30.01.1990 N 15-ц

 

МИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

 

ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО

от 30 января 1990 г. N 15-ц

 

О РЕЖИМЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЛАВАЮЩЕГО

СОСТАВА СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

В настоящее время на судах флота рыбной промышленности, работающих в одном и том же районе, имеются различия в количестве суммированных дней отдыха членам экипажа за этот период, возникает ряд дискуссий в части порядка определения дневного фонда зарплаты для исчисления сдельных расценок, что, соответственно, порождает письма и жалобы плавсостава в Министерство и ЦК профсоюза.

Причиной указанного является перевод экипажей судов одних хозяйственных организаций на 5-дневную рабочую неделю, а других - на 6-дневную, тогда как все суда, находясь в море, практически работают в едином режиме работы - круглосуточно 7 дней в неделю (включая еженедельные дни отдыха и праздничные дни) и 24 часа в сутки.

В целях обеспечения единых направлений в режиме рабочего времени и времени отдыха плавающего состава всех судов флота рыбной промышленности, подведомственных различным хозяйственным организациям, осуществляющим лов рыбы или другие работы в одном и том же районе, Минрыбхоз СССР и ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства разработали Рекомендации о режиме рабочего времени и времени отдыха плавающего состава судов флота рыбной промышленности (прилагаются).

Указанные Рекомендации обсуждены на Всесоюзном совещании специалистов рыбного хозяйства (включая работников плавсостава) в пос. Рыбное Московской области 27 - 30.11.89, одобрены и утверждены постановлением Коллегии Министерства и Президиума ЦК профсоюза (протокол от 26.12.89 N 37).

На основании Рекомендаций рыбохозяйственные организации (судовладельцы) совместно с профсоюзными комитетами разрабатывают и утверждают Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха плавающего состава, в которых конкретизируют режим работы и отдыха экипажей при нахождении судов на промысле (в море), стоянке в порту на отстое, консервации, в ремонте и т.д.

Рекомендации по режиму рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов производственного флота рыбной промышленности, направленные письмом от 18 мая 1989 года N 46-ц, а также письмо от 23 марта 1988 года N 02-52/1843 считать утратившими силу.

 

Первый заместитель Министра

рыбного хозяйства СССР

В.М.ЛУШНИКОВ

 

Председатель

ЦК профсоюза работников

рыбного хозяйства

В.В.КУЗЬМЕНОК

 

 

 

 

 

Приложение

к циркулярному письму

Минрыбхоза СССР и ЦК профсоюза

от 30 января 1990 г. N 15-ц

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

О РЕЖИМЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

I. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Рабочее время и время отдыха всех рабочих и служащих в СССР регулируется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, которыми установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 41 часа в неделю, продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7-ми часов, а в предвыходные и предпраздничные дни - 6-ти часов.

2. На флоте рыбной промышленности ежедневная круглосуточная работа на судах, длительный период находящихся в море, связанная с добычей, переработкой и транспортировкой рыбы и морепродуктов, эксплуатационным обслуживанием судна, систем и механизмов, выполняемая судовым экипажем, непосредственно проживающим на судне, не позволяет обеспечить ему нормальную продолжительность рабочего дня и рабочей недели.

3. Учитывая специфику и характер работы флота, невозможность прервать производственный процесс или заменить его исполнителей для работников плавающего состава судов флота рыбной промышленности законодательством СССР предусмотрены отдельные изъятия в отношении режима рабочего времени и времени отдыха в части привлечения к работам в сверхурочное время и нерабочие дни, которые нашли отражение в настоящих Рекомендациях.

 

II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

 

4. Во время нахождения судна в море для судового экипажа все календарные дни этого периода (включая дни еженедельного отдыха и праздничные дни) являются рабочими днями. Экипажу устанавливается 8-часовой рабочий день, а по тем судовым заведываниям (службам), где это вызывается производственной необходимостью (судовождение, движение судна и т.п.) вводится 3-сменная ежедневная вахта (работа).

Двухсменная работа (вахта) может вводиться только на тех судах, где из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа не имеется возможности вести работу в три смены.

5. Рабочее время и время отдыха каждой смены (вахты) регламентируется судовым распорядком, утверждаемым капитан-директором (капитаном) и профсоюзным комитетом судна, в котором предусматривается время начала и окончания работы каждой смены (вахты), время перерывов на питание, а также время ежедневного (междусменного, междувахтенного) отдыха.

6. За каждые 7 часов, отработанные сверх нормального числа рабочих часов в рабочие по календарю дни недели (то есть за 8-й час ежедневной работы) членам судового экипажа предоставляется дополнительно один день отдыха. Таким образом, за каждую отработанную на судне в море календарную неделю, члены экипажа получают право на два дня отдыха: один день еженедельного отдыха и один дополнительный день отдыха.

7. При работе судна непосредственно в районе промысла, в случаях производственной необходимости, во избежание порчи улова, задержки судна под погрузочно-разгрузочными операциями и других случаях, капитан-директору (капитану) предоставляется право привлекать по согласованию с профсоюзным комитетом членов судового экипажа к работам по лову, уборке, обработке, погрузке-выгрузке рыбы (рыбопродукции), выполнению работ по ремонту судна, судовых механизмов, орудий лова или на авральные работы сверх 8-часового рабочего дня.

Общая продолжительность рабочего дня при этом не должна превышать 12 часов в сутки при любых формах организации труда.

8. Во время перехода судна из порта в район промысла и обратно, из одного района (подрайона) промысла в другой и в других случаях, когда лов и обработка рыбы не производится, для производственного персонала и других членов экипажа, не расписанных на 3-сменные судовые вахты, может устанавливаться односменный режим работы с 8-часовым рабочим днем, или же по просьбе этих работников предоставляться им неиспользованные выходные дни.

9. При стоянке судна в порту и во всех случаях вывода его эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) для членов экипажа устанавливается нормальная продолжительность вахт и судовых работ в соответствии с пунктом 1 настоящих Рекомендаций, для чего предусматривается соответствующая штатная численность экипажа.

В порядке исключения в зависимости от конкретных условий капитан-директору (капитану) предоставляется право устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом судна для отдельных членов экипажа 8-часовой график судовых вахт и работ, с предоставлением одного оплачиваемого дополнительного дня отдыха за каждые 7 отработанных сверх нормального числа рабочих часов по календарю.

10. При стоянке судна в портах, портпунктах, у причалов рыбных предприятий и в случаях вывода судна из эксплуатации для ремонта и в других целях капитан-директор (капитан) по согласованию с профсоюзным комитетом судна, если позволяет обстановка, может назначать для лиц командного состава дежурство на судне.

Продолжительность вахты (работы) вместе с дежурством не должно превышать 24 часа.

Часы дежурства сверх времени ежедневной вахты (работы) компенсируются отгулом той же продолжительности, что и дежурство (то есть за каждые 7 часов дежурства - один день отдыха).

Общее количество рабочих дней (часов) в месяц, включая суточные дежурства, не должно превышать нормального количества рабочих дней (часов) данного месяца по календарю.

Работа (вахта) в выходные и праздничные дни в этот период компенсируется в установленном законодательством порядке.

11. В портах и портпунктах, где имеется возможность передачи судна под их охрану или охрану судоремонтного завода, при условии обеспечения безопасности судна, судовая вахта не устанавливается.

12. Рабочее время каждого члена экипажа должно учитываться в табелях учета рабочего времени по фактически затраченному на выполнение как основной, так и дополнительной работы (аварийной, авральной, подвахты, саморемонта и т.д.).

13. Администрация - судовладелец по согласованию с профсоюзным комитетом может вводить для экипажей судов суммированный учет рабочего времени на отдельные периоды работ (ремонт, отстой и другие).

 

III. ВРЕМЯ ОТДЫХА

 

14. Плавсостав судов флота рыбной промышленности в соответствии с действующим законодательством о труде пользуется правом на:

а) ежедневный отдых

б) еженедельный день отдыха

в) отдых в праздничные дни

г) очередной и дополнительные отпуска

д) сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни.

15. Продолжительность суммарного ежедневного отдыха устанавливается капитан-директором (капитаном) по согласованию с профсоюзным комитетом судна.

16. Дни еженедельного отдыха и праздничные дни, приходящиеся по календарю за время нахождения судна в море, а также дополнительные дни отдыха за этот период суммируются и предоставляются отгулом по возвращении членов экипажа в порт приписки судна.

Неиспользованные дни отдыха и праздничные дни суммировать более, чем за один календарный год запрещается.

Члены судового экипажа, не использовавшие суммированные дни отдыха и праздничные дни, не могут быть направлены в резерв, отпуск, на другое судно или на береговую работу.

17. Члены экипажа судна по возвращении из отпуска, отгула, суммированных дней отдыха, после выполнения общественных и государственных обязанностей, болезни или другим уважительным причинам отсутствия, а также зачисленные на работу как вновь поступившие, - зачисляются в платный резерв. Время нахождения в платном резерве не может превышать одного месяца.

18. По просьбе работников и по согласованию с профсоюзным комитетом судовладельцу предоставляется право зачислять работников плавсостава в резерв сроком до 6 месяцев без выплаты заработной платы с сохранением непрерывного стажа работы.

 

IV. АВРАЛЬНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ

 

19. Авральными и аварийными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипаж данного судна в помощь вахтенным. Данные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа, а аварийные и для всех лиц, находящихся на борту судна.

20. К работам аварийного характера относятся работы, связанные со спасением людей, судна и груза, а также работы по оказанию помощи судам, терпящим бедствие.

21. К работам аврального характера относятся:

- работы, вызванные штормовой погодой и предупреждением о приближающемся шторме: по дополнительному креплению грузов, постановке и уборке парусов и тентов, дополнительной подаче швартовых концов и установке кранцевой защиты судна, постановке на якорь, перешвартовке в портах, перестановка судна в безопасное место и другие работы по подготовке судна к безопасной стоянке или работ в штормовых условиях; проход судна в узкостях;

- работы, связанные с заходом судна в порт и выходом из него, швартовка и отшвартовка судна в порту и в условиях промысла;

- работы по приемке-сдаче судов, постановке судна в док и выводу его из дока, проведение швартовых и ходовых испытаний после ремонта.

22. Авральные работы, выполняемые членами экипажа сверх установленного рабочего дня в период переходов судна на промысел и обратно, а также стоянки в портах и на судоремонте оплачиваются как сверхурочные работы.