Письмо ВАС РФ от 05.04.1994 N С5-7/ОЗ-196

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 5 апреля 1994 г. N С5-7/ОЗ-196

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует о том, что Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее именуются - Временные правила), которые вступили в силу на всей территории России с момента опубликования Указа (опубликован в Российской газете 29 декабря 1993 г.) и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона, регулирующего аудиторскую деятельность.

Временные правила определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления (п. 1).

Временные правила предусматривают, что основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации (п. 5).

Аудиторская проверка может быть обязательная и инициативная. Причем обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, и может проводиться по поручению государственных органов, определенных Временными правилами. В частности, арбитражный суд в соответствии с процессуальным законодательством вправе дать поручение аудитору или аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в его производстве дела, рассмотрение которого вызывает необходимость проведения аудиторской проверки (п. 10). При этом на арбитражный суд, давший поручение о проведении аудиторской проверки, возлагается обязанность создания надлежащих условий для ее проведения, а также при необходимости обеспечение личной безопасности аудиторов и членов их семей.

Временные правила устанавливают также порядок и условия оплаты работы аудиторов (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению арбитражного суда или иного указанного в п. 10 правил государственного органа.

За уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению установлена ответственность в виде штрафа, который должен взыскиваться на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, государственной налоговой службы и налоговой полиции (п. 7).

Временные правила определяют круг лиц, которые вправе заниматься аудиторской деятельностью, условия ее осуществления такие, как аттестация аудиторов, регистрация аудиторских фирм и аудиторов в качестве предпринимателей, лицензирование аудиторской деятельности и др. (п. 8), а также права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм (п. п. 13, 14).

Так, например, устанавливается, что аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление (п. 22), и ограничивается перечень случаев, когда эти лицензии могут быть аннулированы выдавшими их органами (п. 24).

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой взыскание на основании решения суда, арбитражного суда по искам прокурора, органов федерального казначейства, государственной налоговой службы или налоговой полиции полученных в результате незаконной деятельности доходов и штрафа. Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого юридического лица (п. 25).

Решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании может быть обжаловано в установленном порядке в суд или арбитражный суд (п. 26).

В пункте 17 Временных правил установлено, что результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, и в случаях, когда проверка проводилась по поручению государственных органов, такое заключение приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом предусмотрено, что орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначать проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию, могут быть взысканы понесенные убытки, расходы на проведение перепроверки, штраф. Причем оговорено, что в рассмотрении дела по таким искам не могут участвовать судьи, принимавшие когда-либо ранее решение о поручении аудиторской проверки данному аудитору (аудиторской фирме) (п. 15).

Временные правила (п. 27) предусматривают, что имущественные споры экономических субъектов и аудиторов (аудиторских фирм) разрешаются судом, арбитражным или третейским судом.

Следует иметь также в виду, что организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 54-рп Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.