Письмо ВАС РФ от 15.06.1994 N ОЗ-26

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 июня 1994 г. N ОЗ-26

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает следующее:

Правительство Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации приняло Постановление от 06.05.94 N 482 Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, которым утверждены:

- Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.

- Порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.

Эти документы разработаны в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Пункт 2 постановления предусматривает, что в целях обеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51 процента, а также установлено, что требования пункта 2 постановления предъявляются при выдаче лицензий на осуществление аудиторской деятельности к аудиторским фирмам, зарегистрированным в установленном порядке после вступления в силу данного постановления (п. 9 постановления).

В соответствии с пунктом 3 постановления Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации рекомендовано выдать первоначально генеральные лицензии:

Министерству финансов Российской Федерации - на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита;

Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью - на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

Центральному банку Российской Федерации - на лицензирование банковского аудита.

В целях организации проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности:

Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью поручено создать в своем составе структурные подразделения для обеспечения работы центральных аудиторских аттестационно-лицензионных комиссий, а Центральному банку Российской Федерации рекомендовано осуществить необходимые организационные мероприятия по обеспечению проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности занимающимся банковским аудитом аудиторским фирмам и аудиторам, работающим самостоятельно (п. п. 5, 6).

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, проводимую с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей, проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.

К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке (п. 3 Порядка).

Для проведения аттестации Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

В целях ускорения работы по проведению аттестации могут создаваться по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации межрегиональные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии, которые наделяются полностью или частично полномочиями центральных комиссий (п. 6 Порядка).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности.

Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензии выдаются отдельно на осуществление:

банковского аудита;

аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

общего аудита (аудита иных экономических субъектов);

Лицензии выдаются по единой форме (п. 4 Порядка).

В соответствии с заявлением аудитора (аудиторской фирмы) лицензии выдаются на срок от одного года до пяти лет (п. 7 Порядка).

Центральная комиссия может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также указанного Порядка. В этих случаях Центральная комиссия доводит до сведения аудитора (аудиторской фирмы) мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.

Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд (п. 10 Порядка).

Согласно пункту 11 Порядка по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора центральная комиссия может назначить проверку качества аудиторской проверки (перепроверку), проводимую собственными силами либо привлеченной аудиторской фирмой за счет средств заинтересованного экономического субъекта или центральной комиссии.

Обнаружение неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, является основанием для применения к аудитору (аудиторской фирме) мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Лицензии могут быть аннулированы в случае:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического объекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается (п. 12 Порядка).

Аннулирование лицензий производится выдавшей ее комиссией, которая в письменном виде сообщает о принятом решении аудитору (аудиторской фирме).

Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или Арбитражный суд (п. 13 Порядка).

Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии является основанием для применения к нему мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации (п. 14 Порядка).

Пунктами 15 и 16 Порядка установлено, что центральные комиссии ведут государственные реестры аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию.

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны в недельный срок сообщать соответствующей центральной комиссии об изменениях в регистрационных данных для внесения уточнений в государственный реестр. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.

Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий, об аудиторах и аудиторских фирмах, включенных в единый государственный реестр, публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территории которых осуществляют аудиторскую деятельность соответствующие аудиторы и аудиторские фирмы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.94 N 482 вступило в силу со дня его опубликования.

Опубликовано вместе с утвержденными им документами в Российской газете от 20.05.94 N 94.

 

Начальник отдела

совершенствования

законодательства

Л.Н.МАЙКОВА