ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1994
г. N СЗ-7/ОЗ-562
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает следующее.
Президентом
Российской Федерации 10 июня 1994 г. издан Указ N 1181 О мерах по
обеспечению застройки не завершенных строительством жилых домов, который
вступил в силу с момента его опубликования в Российской газете от
15 июня 1994 г. N 111.
Указом
установлено, что не завершенные строительством жилые дома, находящиеся в
федеральной собственности, в том числе в полном хозяйственном ведении
предприятий и оперативном управлении организаций и учреждений, строительство
которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего
года необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежат передаче для
завершения строительства либо продаже.
При этом
решение о передаче для завершения строительства либо продаже не завершенных
строительством жилых домов, заказчиками которых являлись федеральные органы
исполнительной власти, организации и учреждения, финансируемые из федерального
бюджета, принимается Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства и Государственным комитетом Российской Федерации по
управлению государственным имуществом по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации. В случае, если заказчиком являлись федеральные государственные
предприятия, такое решение принимается по представлению предприятия - заказчика
Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и
строительства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (пункт 1).
В пункте 2 Указа
предусмотрено, что федеральные государственные предприятия, являющиеся
заказчиками строительства жилых домов, строительство которых прекращено или
приостановлено в связи с отсутствием необходимого финансирования, вправе
осуществлять передачу подрядным организациям для завершения строительства либо
продажу не завершенных строительством жилых домов.
Кроме того,
установлено, что передача для завершения строительства и продажа не завершенных
строительством жилых домов осуществляются только на инвестиционных и
коммерческих конкурсах (пункт 3).
Указом
утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи
не завершенных строительством жилых домов, в котором определен порядок
организации и проведения инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче
для завершения строительства и продаже не завершенных строительством жилых
домов, состоящих в федеральной собственности, в том числе находящихся в полном
хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений,
финансируемых из федерального бюджета, за
исключением объектов молодежных жилых комплексов. В соответствии с Положением
подлежат передаче для завершения строительства и продаже отдельные жилые здания,
части зданий, сооружения, несмонтированные
конструкции, изделия и оборудование, находящиеся на строительных площадках,
жилые комплексы, состоящие из нескольких жилых домов и помещений обслуживания,
а также проектно-планировочная и проектно-сметная документация.
Положение
устанавливает порядок передачи на инвестиционный или коммерческий конкурс
объектов, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с
отсутствием в течение текущего года финансирования, а также определяет, что в
инвестиционных или коммерческих конкурсах могут принимать участие строительные
предприятия всех форм собственности и иные юридические, физические лица. С
учетом указанного круга лиц, принимающих участие в инвестиционных или
коммерческих конкурсах, арбитражным судам следует иметь в виду, что
законодательство о приватизации на отношения, связанные с продажей не
завершенных строительством жилых домов, не распространяется.
Согласно Положению
между победителями коммерческого или инвестиционного конкурса и первоначальным
заказчиком объекта (либо уполномоченным органом) заключается соответственно
договор купли - продажи или договор на достройку объекта.
В
соответствии со статьей 26 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
республик проводимые с данным Положением инвестиционные и коммерческие конкурсы
являются гражданско-правовыми сделками, поскольку в результате их проведения у
победителей возникает право на заключение договора на достройку или договора
купли - продажи объекта, а у первоначального заказчика (уполномоченного им
органа) - обязанность заключить такой договор. Поэтому споры о признании недействительными результатов конкурса,
оформленных в установленном порядке, подведомственны арбитражному суду на
основании статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ