ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 1994
г. N СЗ-7/ОЗ-614
23.07.94 вступил в
силу Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской
Федерации (опубликован в Российской газете, N 138-139 от
23.07.94).
В соответствии со
статьей 1 Закона Конституционный Суд Российской Федерации является судебным
органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим
судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В Законе определены
полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 3). В частности, Конституционный Суд Российской Федерации разрешает
дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов,
нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций, уставов
и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и
совместному ведению органов государственной власти субъектов Российской
Федерации; договоров между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (пункт 1
статьи 3).
Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает также споры о компетенции между федеральными
органами государственной власти; между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и между высшими государственными органами субъектов Российской
Федерации (пункт 2 статьи 3).
К ведению
Конституционного Суда Российской Федерации отнесено и рассмотрение жалоб о
нарушении конституционных прав и свобод граждан и проверка по запросам судов
конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном
деле (пункт 3 статьи 3).
Кроме
названных выше полномочий Конституционный Суд Российской Федерации дает
толкование Конституции Российской Федерации и заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с
законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные
полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным
договором и федеральными конституционными законами. Конституционный Суд Российской Федерации может
пользоваться и иными правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии
со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в
качестве судебного органа конституционного контроля (пункты 4 - 7 статьи
3).
Исходя из
того, что судам предоставлено право обращения в Конституционный Суд Российской
Федерации с запросами о проверке конституционности закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле, а также учитывая характер полномочий
Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 и 7
статьи 3 Закона, предлагается обратить внимание на следующие положения.
1. Конституционный
Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении
конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации
воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех
случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (части 2
и 3 статьи).
2. Конституционный
Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по
предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или
компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в
обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не
связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (часть 3 статьи 74).
3. Юридическая сила
решений Конституционного Суда Российской Федерации характеризуется тем, что они
обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений
(статья 6). Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не
подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно
действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и
должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда
Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть
преодолена повторным принятием этого же акта (часть 2 статьи 79).
Акты или отдельные
их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не
соответствующими Конституции Российской Федерации не
вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат
введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на
актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть
пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (часть 3 статьи 79). В
случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в
правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской
Федерации (часть 4 статьи 79).
4. В Законе
указываются последствия принятия Конституционным Судом Российской Федерации
отдельных видов решений, которые имеют непосредственное значение для
деятельности судов Российской Федерации. В частности, признание нормативного
акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции
Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке
положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или
договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих
такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных
актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными
лицами (часть 2 статьи 87).
В случае если
Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в
компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со
дня, указанного в решении (часть 2 статьи 95).
Если
Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в
конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, то данное
дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным
органом в обычном порядке (часть 2 статьи 100). Указанное последствие
распространяется, в соответствии со статьей 104 Закона, и на случаи
рассмотрения дел о конституционности законов по запросам
судов.
Толкование
Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской
Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан
и их объединений (статья 106).
5. В Законе
содержатся некоторые положения по вопросам судопроизводства в судах Российской
Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению
жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет
об этом суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению
обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановление производства
по делу. Однако суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит
применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия
решения Конституционным Судом Российской Федерации (статья 98).
6. Глава XIII
Закона посвящена вопросам рассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов. В соответствии со статьей 101
Закона суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о
несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или
подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона. В
период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда
Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по
делу решения приостанавливаются (статья 103).
Данная информация
направляется для сведения и использования в работе.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ