Письмо ВАС РФ от 25.08.1994 N С3-7/ОЗ-614

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-614

 

23.07.94 вступил в силу Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации (опубликован в Российской газете, N 138-139 от 23.07.94).

В соответствии со статьей 1 Закона Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В Законе определены полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 3). В частности, Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 3).

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает также споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

К ведению Конституционного Суда Российской Федерации отнесено и рассмотрение жалоб о нарушении конституционных прав и свобод граждан и проверка по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (пункт 3 статьи 3).

Кроме названных выше полномочий Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Конституционный Суд Российской Федерации может пользоваться и иными правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля (пункты 4 - 7 статьи 3).

Исходя из того, что судам предоставлено право обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также учитывая характер полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 и 7 статьи 3 Закона, предлагается обратить внимание на следующие положения.

1. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (части 2 и 3 статьи).

2. Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (часть 3 статьи 74).

3. Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (статья 6). Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (часть 2 статьи 79).

Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (часть 3 статьи 79). В случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации (часть 4 статьи 79).

4. В Законе указываются последствия принятия Конституционным Судом Российской Федерации отдельных видов решений, которые имеют непосредственное значение для деятельности судов Российской Федерации. В частности, признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (часть 2 статьи 87).

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении (часть 2 статьи 95).

Если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, то данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке (часть 2 статьи 100). Указанное последствие распространяется, в соответствии со статьей 104 Закона, и на случаи рассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов.

Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (статья 106).

5. В Законе содержатся некоторые положения по вопросам судопроизводства в судах Российской Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановление производства по делу. Однако суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации (статья 98).

6. Глава XIII Закона посвящена вопросам рассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов. В соответствии со статьей 101 Закона суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона. В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются (статья 103).

Данная информация направляется для сведения и использования в работе.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.В.ВИТРЯНСКИЙ