ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1995
г. N С5-7/ОЗ-236
Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации 15 февраля 1995 года приняла
Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях,
который подписан Президентом Российской Федерации 14 марта 1995 года и вступил
в силу со дня его официального опубликования (опубликован в Российской
газете 22 марта 1995 года).
1. Названный
Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и
использования особо охраняемых природных территорий.
При этом
предусмотрено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными,
лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий,
регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации. А имущественные отношения в
области использования и охраны особо охраняемых
природных территорий, организации и функционирования государственных природных
заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом (п. п. 2, 3
ст. 1).
2. С учетом
особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса
находящихся на них природоохранных учреждений эти территории подразделяются на
различные категории, которые могут иметь федеральное, региональное или местное
значение. В зависимости от значимости территорий они могут находиться в
федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации или в
собственности муниципальных образований (ст. 2).
3. В Федеральном
законе даны понятия особо охраняемых природных территорий, определены стоящие
перед ними задачи, порядок образования, режим особой охраны, названы источники
финансирования, а также предусмотрены особенности их правового положения.
В частности,
установлено, что государственные природные заповедники, национальные парки,
природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели
своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими
организациями (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 20). При этом государственные
природные заповедники и национальные парки создаются в форме финансируемого за
счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения, а природные
парки - в форме финансируемого за счет средств бюджета
субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.
Причем
предусмотрено, что содержание права государственной собственности на особо
охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные
комплексы и объекты, устанавливается в порядке, определяемом статьями 129, 209
и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из
данного Федерального закона (п. 8 ст. 2).
4. Раздел IX
Федерального закона посвящен организации охраны особо охраняемых природных
территорий, где установлено, что директора государственных природных
заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно
главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий
этих заповедников и парков (п. 2 ст. 33).
Определены права
государственных инспекторов, а также главных государственных инспекторов и их
заместителей по охране территорий государственных природных заповедников и
национальных парков. В частности, главным государственным
инспекторам и их заместителям предоставлено право налагать административные
взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо
охраняемых природных территориях, а также предъявлять иски физическим и
юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и
национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным
комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных
парков, их охранных зон в результате нарушений
установленного режима государственных природных заповедников и национальных
парков (п. 2 ст. 34). Такие иски, как нам представляется, могут предъявляться в
арбитражный суд главными государственными инспекторами и их заместителями от
имени возглавляемых ими государственных природных заповедников и национальных
парков (ст. 33), являющихся некоммерческими организациями с правами
юридического лица (ст. ст. 11, 16).
Кроме того,
установлено, что государственные инспектора по охране территорий
государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также
всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально
уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды (п. 3 ст. 34).
5. В части
ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
предусматривается административная ответственность граждан и должностных лиц за
нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования
окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
(п. 1 ст. 36).
Предусматривается
также возможность установления законодательством Российской Федерации уголовной
ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (п. 2
ст. 36).
Вред, причиненный
природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных
территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном
порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии -
по фактическим затратам на их восстановление (п. 3 ст. 36).
Данная информация
направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий
дел.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ