ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 1995 г. N
С1-7/ОЗ-316
Государственная
Дума Федерального собрания Российской Федерации 25 января 1995 года приняла
Федеральный закон Об информации, информатизации и защите
информации. Закон подписан Президентом Российской Федерации 20 февраля
1995 г. N 24-ФЗ и вступил в силу со дня его официального опубликования в
Российской газете за 22 февраля 1995 г. N 39.
1. Настоящий
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления
потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации,
прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
При этом Закон не
затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации Об
авторском праве и смежных правах (пункт 2 статьи 1).
2. В соответствии
со статьей 4 Закона информационные ресурсы, являясь объектами отношений
физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы
России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим
информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
порядок
документирования информации;
право собственности
на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы
документов в информационных системах;
категорию
информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой
защиты информации.
3. В статье 5
Закона определено, что документ, полученный из автоматизированной
информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания
должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. В этом случае юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого
и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и
телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой
подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии
в автоматизированной информационной системе программно-технических средств,
обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их
использования. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи
осуществляется на основании лицензии.
Следует иметь в
виду, что при соблюдении указанных условий, в том числе при подтверждении
юридической силы документа электронной цифровой подписью, этот документ может
признаваться в качестве доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным
судом.
4. В статье 6
Закона установлено, что информационные ресурсы могут быть государственными и
негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности
граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности
на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской
Федерации.
5. В соответствии
со статьей 23 Закона защита прав субъектов в сфере информационных процессов и
информатизации осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с
учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. При решении вопроса о
возможности рассмотрения арбитражным судом дел данной категории следует
исходить из подведомственности споров, установленной Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации.
6. Статья 24 Закона
устанавливает защиту прав на доступ к информации, в частности, отказ в доступе
к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной
информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Во всех случаях
лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную
информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (абзац 3 пункта 1
статьи 24 Закона).
При
определении подведомственности указанных споров необходимо руководствоваться
статьями 20 и 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(после 1 июля 1995 года - новым Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации), а также учитывать требования Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 18 августа 1992 г. N 12/12 относительно субъектного состава участников спора
и характера правоотношений.
Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи и по
другим формам обмена информационными ресурсами между организациями
рассматриваются арбитражным судом (абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона).
Председатель
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ