ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 1995
г. N С5-7/ОЗ-538
Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 1995 года приняла
Федеральный закон О естественных монополиях, который подписан
Президентом Российской Федерации 17 августа 1995 года и вступил в силу со дня
его официального опубликования (опубликован в Российской газете 24
августа 1995 года).
1. Названный
Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении
естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса
интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего
доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное
функционирование субъектов естественных монополий (ст. 1).
Федеральный закон
регулирует отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации
и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных федеральными
законами, предусмотренное данным Федеральным законом регулирование деятельности
естественных монополий может применяться в сферах деятельности, не относящихся
к естественным монополиям (ст. 2).
2. Определения
основных понятий (естественная монополия, субъект естественной монополии,
потребитель, руководитель субъекта естественной монополии или иного
хозяйствующего субъекта и других), употребляемых в Федеральном законе, даются в
статье 3.
Статьей 4
Федерального закона определены сферы деятельности субъектов естественных
монополий. К ним отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по
магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой
энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов,
аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
3. Федеральный
закон предусматривает образование федеральных органов исполнительной власти по
регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных
органов исполнительной власти. Федеральные органы регулирования естественных
монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои
территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции
(ст. 5).
4. Методы
регулирования деятельности естественных монополий, а также формы
государственного контроля в сферах деятельности естественной монополии
установлены главой II Федерального закона.
В случаях, когда
орган регулирования естественных монополий осуществляет контроль
за совершением субъектом естественной монополии определенных действий и
наделен правом разрешить или запретить такие действия (пункты 2 и 3 ст. 7),
субъекту естественной монополии предоставлено право обратиться в суд за защитой
своих прав (абзац шестой п. 3 ст. 7).
5. Функции и
полномочия органов регулирования естественных монополий определены в главе III
Федерального закона.
В
частности, статьей 11 Федерального закона органам регулирования естественных
монополий предоставлено право принимать обязательные для субъектов естественных
монополий решения и предписания, налагать штрафы на субъекты естественных
монополий и административные штрафы на их руководителей; обращаться в суд с
иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением
или нарушением Федерального закона.
6. Меры ответственности,
применяемые органами регулирования естественных монополий в связи с нарушением
Федерального закона, составы правонарушений и порядок применения мер
ответственности за их совершение установлены главой IV Федерального закона.
7. Глава V Федерального
закона определяет порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования
естественных монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений.
В
частности, статьей 24 Федерального закона предусмотрено, что в случаях
неисполнения в добровольном порядке решений (предписаний) об отмене или
изменении актов органов исполнительной власти, местного самоуправления;
предписаний о заключении договора и изменении его условий; предписаний о
перечислении в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли; решения об
уплате штрафа органы регулирования естественных монополий вправе предъявить
соответствующий иск в суд.
Данная информация
направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий
дел.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ