ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 1995
г. N С5-7/ОЗ-666
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации 7 июля 1995 года принят
Федеральный закон О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности (далее - Закон), который одобрен Советом Федерации 21 июля
1995 года и подписан Президентом Российской Федерации 13 октября 1995 г. N
157-ФЗ. Закон опубликован в Российской газете 24 октября 1995 г. N
206.
1. Закон определяет
основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее
осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и
ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой
деятельности.
2. В соответствии с
Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все
российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность
в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации
(ст. 10).
В Законе
предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность
непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными
законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации (ст. 11).
3. В статье 12 Закона
определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за
государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
В
частности, разработка предложений по государственной внешнеторговой политике
Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников,
заключению международных договоров Российской Федерации в области
внешнеторговых связей осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация
и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть четвертая ст.
12).
Этот федеральный
орган исполнительной власти определен в Законе как единственный орган
государственной власти, который выдает лицензии на осуществление операций по
экспорту и импорту (часть шестая ст. 12).
4. В соответствии
со статьей 13 Закона государственная внешнеторговая политика осуществляется
посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и
экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем
квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с
данным Законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами
Российской Федерации.
В Законе
установлено, что иные методы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
ее субъектов не допускаются (часть вторая ст. 13).
5. Государственная
монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на
основе лицензирования. Лицензии в этом случае выдаются
федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской
Федерации возложено регулирование внешнеторговой деятельности, исключительно
государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми
нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе
принципов недискриминации и добросовестной
коммерческой практики (часть вторая ст. 17).
При этом
установлено, что сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров,
совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
Федеральный орган
исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Закона, вправе
предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной
сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации
(часть четвертая ст. 17).
6. Статья 21 Закона
предусматривает участие Российской Федерации в международных экономических
санкциях, а также устанавливает, что российские лица имеют право на возмещение
в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в
международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.
7. Закон
предусматривает возможность российских юридических лиц - участников
внешнеторговой деятельности на добровольной основе объединяться в ассоциации и
другие союзы по отраслевому, территориальному и иным принципам. При этом
определено, что создание и деятельность этих объединений осуществляются в
порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 29).
8. Согласно статье
36 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о
внешнеторговой деятельности, несут гражданско-правовую, административную или
уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
9. В соответствии
со статьей 37 Федеральный закон О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, за исключением статей 15, 16 и 19, вступает
в силу через 30 дней после его официального опубликования. Статьи 15 и 16
Закона вступают в силу с 1 января 1996 года, а статья 19 - с 1 июля 1996 года.
Данная информация
направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих
категорий.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ