Письмо ВАС РФ от 29.12.1995 N С5-7/ОЗ-736

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 декабря 1995 г. N С5-7/ОЗ-736

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон Об использовании атомной энергии (опубликован в Российской газете 28 ноября 1995 г. N 230).

1. Названный Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту собственности при использовании атомной энергии.

2. В качестве основных задач правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, Федеральный закон называет создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также и установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан (статья 2).

3. Федеральный закон обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения, проводить с участием организаций и граждан обсуждение вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии, по результатам которого принимаются подлежащие обязательному официальному опубликованию решения. Эти решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими и юридическими лицами, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены (ст. 14).

4. В соответствии с Федеральным законом, любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение (ст. 26).

5. Федеральный закон предусматривает, что убытки, связанные с прекращением или приостановлением сооружения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в случае выявления в процессе их сооружения дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов или к иным неблагоприятным последствиям, подлежат возмещению в судебном порядке за счет организаций, по вине которых не были своевременно выявлены и учтены эти факторы. Во всех других случаях убытки, связанные с прекращением или с приостановлением сооружения указанных объектов, подлежат возмещению за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 29).

6. В статье 39 Федерального закона установлены запреты на проведение общественных мероприятий на территориях ядерных установок и пунктов хранения. При этом предусмотрено, что ущерб, причиненный эксплуатирующей организацией в результате действий, посягающих на их безопасную работу, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебном порядке.

В отдельной главе (XII) содержатся положения об ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. ст. 53 - 60).

В частности, установлено, что гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 53).

При этом установлено, что ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, согласно данному Федеральному закону наступает независимо от вины этой организации, за исключением случаев, когда такие убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, возникли в результате непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла самого потерпевшего, когда эксплуатирующая организация освобождается от ответственности (ст. 54).

Освобождение от возмещения убытков и вреда производится в судебном порядке (часть 3 ст. 54).

Федеральный закон также устанавливает, что виды и пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в зависимости от типа объема использования атомной энергии, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Причем, максимальные пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в отношении любого инцидента не могут быть больше размера, установленного международными договорами Российской Федерации (ст. 55).

8. Федеральный закон решает вопросы исковой давности по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием. Так, исковая давность не распространяется на требование о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан. По требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, срок исковой давности устанавливается в 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 58).

При этом иски о возмещении убытков за вред, причиненный радиационным воздействием окружающей среде, в соответствии со статьей 59 Федерального закона предъявляются эксплуатирующей организации органами государственной власти, соответствующими органами местного самоуправления, специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.

9. Федеральный закон предусматривает административную ответственность организаций, осуществляющих деятельность в использовании атомной энергии, и определяют, что порядок начисления и размеры штрафов, налагаемых в административном порядке органами государственного регулирования безопасности, устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст. 62).

Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ