ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 1996 г.
N С1-7/ОЗ-7
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 октября
1995 года принят Федеральный закон О порядке разрешения коллективных
трудовых споров, который подписан Президентом Российской Федерации 23
ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования
(опубликован в Российской газете 5 декабря 1995 года).
1. Федеральный
закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных
трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе
разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 1).
2. В главе 2
Федерального закона определяется порядок разрешения коллективного трудового
спора. Он, в частности, включает в себя следующие этапы: рассмотрение
коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение
коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом
арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
является обязательным этапом.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны
продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом
арбитраже (ст. 6).
3. Федеральным
законом определяется правовое положение службы по урегулированию коллективных
трудовых споров. Установлено, что служба - государственный орган, содействующий
разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных
процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных
трудовых споров; организует в установленном порядке финансирование арбитров,
специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет
другие полномочия (ст. 11).
4. В главе 3
Федерального закона регулируется осуществление права на забастовку, в том числе
раскрывается содержание права на забастовку (ст. 13), дается перечень
обязанностей сторон в ходе забастовки (ст. 16), определяются гарантии и
правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18,
19).
5. Федеральный
закон определяет условия, при наличии которых забастовка является незаконной
(ст. 17).
Решение о признании
забастовки незаконной принимается верховным судом республики, краевыми,
областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной
области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст.
17).
Согласно п. 7
статьи 17 решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную
силу, подлежит немедленному исполнению.
6. Глава 4
Федерального закона посвящена вопросам ответственности за нарушение
законодательства о коллективных трудовых спорах.
В частности,
представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и
от участия в примирительных процедурах, а также если
они виновны в невыполнении обязательств по соглашению, подвергаются
дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).
7. В статье 22
Федерального закона устанавливаются основания ответственности работников за
незаконные забастовки.
В пункте 2 этой
статьи предусмотрена ответственность профсоюзной организации, объявившей и не
прекратившей забастовку после признания ее незаконной. В частности,
установлено, что в этом случае профсоюзная организация обязана возместить
убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств
в размере, определенном судом.
Представляется, что
иски о возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, предъявляемые к
профсоюзным организациям, могут рассматриваться арбитражным судом исходя из
подведомственности споров, определенной процессуальным законодательством.
8. Согласно статье
23 дела о наложении штрафов, предусмотренных Федеральным законом,
рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных
правонарушениях.
Председатель
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ