ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 января 1993 г.
N С-13/ОР-3
О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии с
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N
3930-1 с 1 марта 1993 года вводится в действие Закон Российской Федерации
О несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Согласно п. 1 ст. 3
Закона дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются
Высшими арбитражными судами республик в составе Российской Федерации,
арбитражными судами краев, областей, городов, автономной области и автономных
округов по месту нахождения предприятий - должников, указанному в их
учредительных документах.
Учитывая, что с 1
марта 1993 г. на рассмотрение арбитражных судов начнут поступать заявления о
возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве)
предприятий, необходимо принять меры, направленные на обеспечение надлежащей
организации разрешения соответствующих дел.
1. Из числа судей
целесообразно выделить 1 - 2 состава (3 - 6 человек), которые будут
специализироваться на рассмотрении дел о признании предприятий несостоятельными
(банкротами). За оставшееся до введения Закона в действие время
следует организовать углубленное изучение названными судьями Закона Российской
Федерации О несостоятельности (банкротстве) предприятий, а также
проблем, связанных с оценкой финансового состояния предприятий, их кредиторской
и дебиторской задолженности, взаимоотношениями с банками, бухгалтерским учетом,
залоговым правом.
В этих целях,
наряду с организуемой Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации учебой
судей на базе Академии народного хозяйства, можно использовать существующие в
регионах различные формы экономического образования.
2. Необходимо
наладить взаимодействие с региональными структурами федеральной службы
(агентства) по делам о несостоятельности (банкротстве), создание и обеспечение
функционирования которой возложено на Правительство Российской Федерации и
Госкомимущество Российской Федерации. При этом следует учитывать, что названная
служба будет располагать сведениями о лицах, которые могут выполнять функции
арбитражных и конкурсных управляющих, назначаемых арбитражным судом (ст. ст. 12
и 19 Закона).
3. Представляется
полезным располагать полной информацией о независимых аудиторских организациях,
которым арбитражным судом может быть поручено составление и представление
бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов в случае
непредставления соответствующих документов предприятием - должником (ст. 5
Закона).
4. Целесообразно силами арбитражного суда осуществить, в том числе с
использованием средств массовой информации, мероприятия по разъяснению
руководителям предприятий, работникам экономических и юридических служб
основных положений Закона Российской Федерации О несостоятельности
(банкротстве) предприятий, обратив особое внимание на вопросы оформления
заявлений о возбуждении дел о банкротстве предприятиями - должниками (ст. 5),
необходимость соблюдения кредиторами доарбитражного порядка урегулирования
спора о задолженности (ст. 6), порядка рассмотрения дел о признании
предприятий несостоятельными (банкротами), применения к ним ликвидационных и
реорганизационных процедур.
5. Необходимо
принять меры по пропаганде журнала Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, имея в виду, что в указанном журнале должны
публиковаться объявления: о проведении конкурса участников санации предприятия
- должника (п. 4 ст. 13 Закона); о решениях арбитражных судов о признании
предприятий несостоятельными (банкротами) и открытии конкурсного производства
(ст. 17); о расторжении мирового соглашения между предприятием - должником и
кредиторами (п. 3 ст. 43); о добровольной ликвидации предприятий - должников
под контролем кредиторов (п. 1 ст. 51).
6. Для учета дел о
признании предприятий несостоятельными (банкротами) и изучения практики их
разрешения просьба оперативно направлять в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации (на имя заместителей председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации О.В. Бойкова и В.В. Витрянского) копии определений
арбитражного суда о возбуждении производства по делам указанной категории; о приостановлении производства по названным делам в целях
применения к предприятиям - должникам реорганизационных процедур; о
возобновлении производства по делам в случаях прекращения внешнего управления
имуществом должника либо санации, а также решений арбитражного суда о признании
мирового соглашения недействительным или о его расторжении; о признании
предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
об отклонении заявления о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
7. Принимая во
внимание, что рассмотрение дел о признании предприятий несостоятельными
(банкротами) может длиться продолжительный период (более полутора лет), в
течение которого потребуется осуществлять контроль и производить большое число
процессуальных действий, необходимо разработать специальную систему учета дел
названной категории и обеспечить ее эффективное применение.
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации предлагает относиться к делам о признании предприятий
несостоятельными (банкротами), как к особой категории дел, требующих
пристального внимания, глубокого и тщательного изучения, в целях принятия
взвешенных и обоснованных решений с учетом их социально-экономических
последствий.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда Российской
Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ