Письмо ВАС РФ от 19.02.1996 N С5-7/ОЗ-92

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-92

 

О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что 8 декабря 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон О некоммерческих организациях (далее - Федеральный закон), который подписан Президентом Российской Федерации 12 января 1996 г. (N 7-ФЗ) и опубликован в Российской газете от 24 января 1996 г., N 14 (1374).

1. В Общих положениях (глава 1 Федерального закона) содержатся нормы, касающиеся предмета регулирования Федерального закона (п. 1 ст. 1), сферы его применения (п. п. 2, 3 ст. 1), целей создания некоммерческих организаций (п. 2 ст. 2), форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации (п. 3 ст. 2), и др.

Установлено, в частности, что Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами (п. 3 ст. 1).

2. Правовому положению некоммерческой организации посвящена статья 3 Федерального закона. Вместе с тем регулирование правового положения некоммерческой организации не ограничено названной статьей.

Так, в главе II Федерального закона изложены вопросы правового положения конкретных форм некоммерческих организаций: общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Кроме того, в главе IV Федерального закона (Деятельность некоммерческих организаций) предусмотрены вопросы правоспособности некоммерческих организаций. Установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1 ст. 24).

3. Механизмы создания, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации предусматриваются в главе III Федерального закона. При этом определены не только момент, с которого ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование, но и условия, при наличии которых органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, вносят в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности некоммерческой организации (ст. 22).

4. Регулируя вопросы, касающиеся учредительных документов (ст. 14), Федеральный закон устанавливает, в частности, общий порядок внесения изменений в устав некоммерческой организации, в соответствии с которым изменения вносятся по решению ее высшего органа управления. Вместе с тем исключение из общего порядка предусмотрено для фонда, устав которого может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда (п. 4 ст. 14).

5. При решении вопроса о подведомственности арбитражным судам споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить из пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд и третейский суд.

Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ