Письмо ВАС РФ от 20.02.1996 N С5-7/ОЗ-95

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-95

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон О соглашениях о разделе продукции (далее - Закон). Закон опубликован в Российской газете 11 января 1996 г. N 5.

1. Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

2. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений (п. 1 ст. 1).

Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с данным Законом. Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с названным Законом и гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 1).

3. Согласно Закону соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона (п. 1 ст. 2).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона условия пользования недрами, установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации О недрах. Лицензия на пользование недрами, удостоверяющая право пользования участком недр, выдается в соответствии с положениями статьи 4 данного Закона, и отказ в выдаче лицензии не допускается. Прекращение обязательств по использованию лицензий устанавливается в судебном порядке по основаниям данного Закона и Закона Российской Федерации О недрах.

Соглашения, заключенные Российской Федерацией с инвесторами до вступления в силу данного Закона, считаются соответствующими положениям этого Закона (п. 5 ст. 2).

4. Согласно статье 3 Закона сторонами соглашения являются Российская Федерация (далее - государство) и инвесторы. При этом установлено, что от имени Российской Федерации в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы, а под инвесторами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день соглашения.

6. В главе II Закона решаются вопросы, связанные с заключением и исполнением соглашений.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. При этом соглашения, связанные с использованием участков на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, а равно соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, утверждаются федеральным законом.

7. В статье 13 Закона решаются вопросы, связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. В ней, в частности, предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, а также особенности уплаты налогов и иных платежей.

8. Статья 15 Закона устанавливает, что для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных выше работ.

В этой же статье предусмотрено валютное регулирование. Так, установлено, что на инвестора, а также на юридических лиц, участвующих в выполнении работ по соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором, не распространяются требования обязательной продажи на валютном рынке Российской Федерации части выручки в иностранной валюте, полученной при выполнении работ по соглашению (п. 3 ст. 15).

9. На основании статьи 16 Закона инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

10. Согласно Закону условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Изменения в условии соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения, за исключением конкурса (п. 1 ст. 17).

11. Статья 18 Закона предусматривает государственные гарантии прав инвестора. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

На инвестора, кроме того, не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности.

12. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 20).

13. На основании статьи 21 Закона действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, который предусмотрен соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения.

14. Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах) (ст. 22).

15. Согласно статье 23 Закона в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Данная информация направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ