ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 1997 г.
N С5-7/ОЗ-151
Государственная
Дума 22 января 1997 года приняла Лесной кодекс Российской Федерации, который
подписан Президентом Российской Федерации 29 января 1997 года.
Названный Кодекс вступил в силу со дня его официального опубликования
(опубликован в Российской газете 4 февраля 1997 года).
В порядке
информации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает следующее.
1. В соответствии
со статьей 4 Кодекса акты лесного законодательства Российской Федерации не
имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих
актов в действие; только в случаях, прямо предусмотренных законом, они
распространяются на отношения, возникшие до введения данных актов в действие.
В соответствии со
статьей 5 Кодекса лесное законодательство Российской Федерации регулирует
отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как
входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не
покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
2. Все леса, за
исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов
(поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью
(лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
При этом
предусмотрено, что включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него
осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством
Российской Федерации (статья 7 Кодекса).
3. Кодекс не
допускает любой оборот лесного фонда, который влечет или может повлечь за собой
отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной
фонд. При этом предусмотрено, что в случаях нахождения в обороте участков
лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов право пользования ими
допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом (статья 12
Кодекса).
5. Согласно статье
18 Кодекса содержание права собственности на лесной фонд и права собственности
на леса, не входящие в лесной фонд, определяется настоящим Кодексом,
гражданским законодательством и земельным законодательством Российской
Федерации.
6. В соответствии
со статьей 17 Кодекса лесопользователями могут быть граждане и юридические
лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права
пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. При этом статьей 21
Кодекса предусмотрено, что права лесопользователей могут быть ограничены в
пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных
органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений
(частный лесной сервитут).
7. Согласно статье
22 Кодекса участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам
в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом,
на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии
и краткосрочного пользования.
8. В соответствии
со статьей 23 Кодекса права пользования участками лесного фонда и права
пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают: из актов
государственных органов; из договоров; из судебных решений; по иным основаниям,
допускаемым настоящим Кодексом.
9. Согласно статье
24 Кодекса при реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее
ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного
юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации
порядке. При этом следует учитывать, что правопреемником может быть только одно
лицо при условии сохранения им цели использования участка лесного фонда или
участка леса, не входящего в лесной фонд, а также наличия у него необходимых
средств для осуществления своего права пользования, а
при необходимости и лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
10. Защита
нарушенных или оспариваемых прав пользования участками лесного фонда и прав
пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в
судебном порядке (статья 30 Кодекса).
11. В соответствии
со статьей 31 Кодекса субаренда участков лесного фонда запрещена.
12. Согласно статье
60 Кодекса отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой
группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности
лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются
на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
13. В соответствии
со статьей 63 Кодекса убытки, связанные с изъятием земель лесного фонда,
возмещаются лесопользователю в полном объеме в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Правительством
устанавливается порядок перевода лесных земель в нелесные земли для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,
пользованием лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда.
14. В статье 77
Кодекса определены полномочия должностных лиц государственной лесной охраны.
В частности, им
предоставлено право:
направлять
в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к
дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявлять иски
в суд или арбитражный суд в пределах своей компетенции;
составлять
протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны,
защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществлять задержание
соответствующих лиц и применять другие предусмотренные законодательством об
административных правонарушениях меры.
15. Согласно статье
84 Кодекса нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки,
причиненные им в связи с нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о
возмещении убытков разрешаются в судебном порядке.
В полном объеме
возмещаются убытки, связанные с изъятием земель лесного фонда для
государственных и иных нужд.
16. В статье 95
Кодекса предусмотрена ответственность лесопользователей и иных граждан и
юридических лиц за нарушение требований и правил пожарной безопасности.
17. В соответствии
со статьей 109 Кодекса споры в области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
В административном
порядке споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
разрешаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ