ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 1997
г. N С5-7/ОЗ-269
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1997 ГОД
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает, что 24 января 1997 года принят
Государственной Думой и 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации
Федеральный закон О федеральном бюджете на 1997 год, который
подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ и
опубликован в Российской газете 4 марта 1997 г. N 43 - 44 (1653 -
1654).
Предлагается
обратить внимание на некоторые положения названного Федерального закона.
1. Федеральным
законом упраздняются Централизованный фонд социального развития Государственной
налоговой службы Российской Федерации и Фонд социального развития Департамента
налоговой полиции Российской Федерации (ст. 6). Одновременно создается
Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы Российской
Федерации (ст. 7).
При этом
установлено, что доходы этого фонда в 1997 году формируются за счет 0,496
процента от сумм фактических поступлений налогов и других обязательных платежей
в федеральный бюджет, контроль за поступлением которых
осуществляется налоговыми органами (ст. 59).
2. Статья 20
Федерального закона устанавливает взимание платы в виде процентов за
пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за вновь
предоставляемые с 1997 года отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и других
обязательных платежей в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
3. За просрочку
платежей по налогам в федеральный бюджет и взносам в государственные
внебюджетные фонды, образовавшуюся в результате задержки оплаты работ по
государственному заказу в соответствии с заключенными договорами за счет
средств федерального бюджета на 1997 года, пеня не начисляется (ст. 21).
4. В случаях нарушения отдельными субъектами Российской Федерации
установленного федеральным законодательством порядка зачисления налогов и иных
доходов в федеральный бюджет Правительству Российской Федерации разрешено
применять к ним санкции в виде приостановления финансирования из федерального
бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях
соответствующих субъектов Российской Федерации, а также передачи средств по
взаимным расчетам, трансфертам, субвенциям и дотациям, бюджетным ссудам и
кредитам; прекращения выдачи лицензий на экспорт; приостановления
поставки продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов
(ст. 30).
5. Федеральным
законом установлено, что заемщиками средств федерального бюджета на возвратной
основе могут быть российские предприятия и организации, являющиеся юридическими
лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями. При этом
допускается использование вексельной формы оформления задолженности (ст. 36).
6. Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета,
предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, служит основанием для
взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка
Российской Федерации; за просрочку уплаты процентов за пользование средствами
федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взимается пеня в
размере одной трехсотой действующей учетной ставки Центрального банка
Российской Федерации за каждый день просрочки. При этом установлено, что
возврат предоставленных предприятиям и организациям средств федерального
бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к
платежам в федеральный бюджет (ст. 38).
7. Согласно статье
64 Федерального закона в 1997 году финансирование расходов в части приобретения
жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предусмотренное Положением о
федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2267, не производится.
8. Федеральным
законом установлено, что свободные средства Фонда социального страхования
Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере
не менее 70 процентов размещаются в установленном порядке в государственные
ценные бумаги Российской Федерации со сроком обращения не менее 6 месяцев (ст.
65).
9. Федеральным
законом утвержден перечень защищенных расходов федерального бюджета на 1997
год, подлежащих финансированию в полном объеме. В этот перечень включены и
расходы на содержание федеральной судебной системы (ст. 75).
10. Статья 82 Федерального закона устанавливает, что нормативные
правовые акты, которые влекут дополнительные расходы за счет средств
федерального бюджета на 1997 год, а также сокращают его доходную часть,
реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в федеральный бюджет и (или) сокращении расходов по конкретным
статьям федерального бюджета на 1997 год, а также после внесения
соответствующих изменений в данный Федеральный закон. При этом
предусмотрена необходимость подтверждения расчетом реальности источника
дополнительных поступлений доходов и (или) сокращения расходов по конкретным
статьям федерального бюджета на 1997 год.
11. Названный
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
Сообщается в
порядке информации.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ