ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1997
г. N С5-7/ОЗ-556
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ
О
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации информирует о принятии Федерального закона от 14 июля
1997 г. N 100-ФЗ О государственном регулировании агропромышленного
производства, который опубликован в Российской газете 27 июля
1997 г. N 143.
При этом
предлагается обратить внимание на отдельные положения названного Федерального
закона.
1.
Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства согласно статье 5
гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия.
Органы
государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и
реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и
продовольствия в соответствии с действующим законодательством.
2. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с
участием государства осуществляется в соответствии со статьей 6 Федерального
закона. При этом залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные
Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями -
товаропроизводители в сфере агропромышленного производства (п. 1 ст. 6).
Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия без
участия государства осуществляется в соответствии с положениями гражданского
законодательства (п. 5 ст. 6).
3. Вопросы
осуществления лизинга в сфере агропромышленного производства с участием
государства регламентируются в статье 9 данного Федерального закона. В пункте 2
этой статьи предусмотрено, что лизинг без участия государства осуществляется в
соответствии с гражданским законодательством.
4. В статье 10
определено, в каких случаях применяются гарантированные цены на
сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие
и каков порядок их расчета.
В соответствии с
пунктом 3 данной статьи перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и
продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты)
ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их
индексация, а также порядок применения гарантированных цен устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
5. В статье 11
определено, в каких целях используются целевые цены (нормативные индикаторы), и
установлено, что порядок их использования определяется Правительством
Российской Федерации.
6. В соответствии
со статьей 12 для организаций первичной переработки сельскохозяйственной
продукции, производственно - технического обслуживания и материально -
технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее
положение, может применяться регулирование цен. Порядок регулирования этих цен,
перечень продукции (услуг), на которую устанавливаются федеральными органами
исполнительной власти цены, определяет Правительство Российской Федерации в
соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской
Федерации.
7. Согласно статье
15 безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями)
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями
(поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся
по инкассо, если иной порядок не предусмотрен в договоре.
Срок оплаты
за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и
другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим
организациям, устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся
товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.
При наличии
устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственные продукцию,
сырье и продовольствие осуществляются посредством обязательных платежей не реже
трех раз в месяц.
Пунктом 2 статьи 15
Закона предусмотрено, что покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и
продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день
просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной
продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов.
Взыскание пени в пользу поставщика производится в безакцептном
порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими
правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов
полученной пени.
8. В статье 18
предусмотрены меры государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в сфере агропромышленного производства, направленные на защиту
интересов отечественных товаропроизводителей и принимаемые Правительством
Российской Федерации в интересах продовольствия безопасности Российской
Федерации.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ