ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 1998 г. N
С5-7/УЗ-406
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ
КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что в апреле 1998 года
Государственной Думой принят Градостроительный кодекс Российской Федерации,
подписанный Президентом Российской Федерации 7 мая 1998 г. (N 73-ФЗ).
Градостроительный кодекс Российской Федерации опубликован в Российской
газете 14 мая 1998 г. N 91.
Предлагается
обратить внимание на некоторые положения Градостроительного кодекса Российской
Федерации.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс)
определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и
обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности,
роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в
регулировании использования территории Российской Федерации, а также
ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о
градостроительстве (преамбула).
2. Пунктом 5 статьи 3 Кодекса установлено, что споры, возникающие при
осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, судом в пределах их
компетенции.
3. Главой II
Кодекса регулируются вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную среду
жизнедеятельности.
В частности, в
статье 18 Кодекса установлено, что граждане, их объединения и юридические лица
Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную
информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях и
иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации,
содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом (п. 1).
Предусмотрено, что
до утверждения градостроительной документации граждане Российской Федерации и
их объединения могут проводить независимые экспертизы указанной документации за
счет собственных средств. Независимые экспертизы градостроительной документации
могут использоваться для обжалования в суд или арбитражный суд заключений
органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации
(п. 4).
Граждане
Российской Федерации и их объединения в случаях, если градостроительная
деятельность затрагивает их интересы, имеют право: требовать в административном
или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае
нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве, а также
требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления
или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства Российской
Федерации о градостроительстве; обжаловать в суд заключения органов
государственной экспертизы градостроительной и проектной документации;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу
граждан в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о
градостроительстве; требовать в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении
законодательства Российской Федерации о градостроительстве (п. 6).
4. Статьей 39
Кодекса определено, что правила застройки являются нормативным правовым актом
органа местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления
градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и
сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно -
территориальных образований (п. 1).
При этом
предусмотрено, что правила застройки могут быть обжалованы в суд проживающими
на соответствующих территориях гражданами, а также собственниками и иными
владельцами объектов недвижимости, права и законные интересы которых оказались нарушены (п. 8).
5. В статье 51
Кодекса предусмотрено, что государственные градостроительные нормативы и
правила являются составной частью системы нормативно - технических документов в
строительстве (п. 1).
Государственные
градостроительные нормативы и правила являются основанием для вынесения решений
органами государственной власти и органами местного самоуправления,
государственными органами, осуществляющими контроль в области
градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области
градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц,
интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения государственных
градостроительных нормативов и правил (п. 3).
6. Статьей 62
Кодекса определено, что разрешение на строительство выдается на основании
заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих
их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной
документации строительство (п. 2).
Орган местного
самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного
участка; несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам
(п. 6).
Решение органа
местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на
строительство может быть обжаловано в суд (п. 7).
7. Главой XIII
Кодекса предусмотрен контроль за осуществлением
градостроительной деятельности и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о градостроительстве. В частности, установлено право
должностных лиц органов архитектуры и градостроительства в пределах их
компетенции предъявлять иски в суд о возмещении
причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная
деятельность осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации
о градостроительстве. Действия и решения указанных должностных лиц, проводящих контроль за осуществлением градостроительной деятельности,
могут быть обжалованы в суд в установленном порядке (п. 3 ст. 65).
Граждане и
юридические лица, причинившие вред среде жизнедеятельности при осуществлении
градостроительной деятельности с нарушением законодательства Российской
Федерации о градостроительстве, обязаны возместить причиненный ими вред в
полном объеме. Порядок возмещения вреда определяется гражданским
законодательством Российской Федерации (ст. 67).
8. Статья 72
Кодекса определяет порядок введения его в действие.
Кодекс вводится в
действие со дня его официального опубликования (п. 1).
Законы и иные
нормативные правовые акты в области градостроительства, действующие на
территории Российской Федерации, применяются, если они не противоречат
названному Кодексу (п. 2).
Кодекс применяется
к правовым отношениям в области градостроительной деятельности, возникшим после
введения его в действие. К правовым отношениям в области градостроительной
деятельности, возникшим до введения Кодекса в действие, названный Кодекс
применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в
действие (п. 3).
9. Статьей 73
Кодекса признаны утратившими силу: Закон Российской
Федерации Об основах градостроительства в Российской Федерации;
Федеральный закон О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской
Федерации Об основах градостроительства в Российской Федерации;
Постановление Верховного Совета Российской Федерации О введении в действие
Закона Российской Федерации Об основах градостроительства в Российской
Федерации (п. 1) и внесены изменения в статью 143 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях, которая излагается в следующей редакции:
Статья 143.
Строительство объектов недвижимости
без разрешения на
строительство
Строительство
объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) -
влечет наложение
штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров
оплаты труда.
Настоящая
информация направляется для сведения и использования в работе.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ