ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 9 сентября 1998
г. N С5-7/УЗ-693
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации информирует, что 16 июля 1998 г. Государственной Думой
принят Федеральный закон Об оценочной деятельности в Российской
Федерации (далее - Закон), который 29 июля подписан Президентом
Российской Федерации (N 135-ФЗ). Закон был опубликован в Российской
газете (N 145 - 146 от 06.08.98), а также в Собрании
законодательства Российской Федерации (1998, N 31, ст. 3813).
Предлагается
обратить внимание на следующие положения:
1. В Законе дается понятие оценочной деятельности (ст. 2), приводится
неисчерпывающий перечень объектов оценки (ст. 5), устанавливается правило,
согласно которому право на проведение оценки является безусловным и не зависит
от установленного законодательством порядка осуществления государственного
статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности, а также предусмотрено
право обжаловать результаты проведения оценки в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (ст. 4).
2. Согласно статье
7 Закона в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требования
обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об
оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки,
установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
3. Проведение
оценки, согласно статье 8 Закона, является обязательным в случае вовлечения в
сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Действие этой
статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении
государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями
имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом
в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия
собственника этого имущества.
4. Основаниями для
проведения оценки, как следует из статьи 9 Закона, являются договор между
оценщиком и заказчиком, определение суда, арбитражного суда или третейского
суда, а также решение уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский
суд самостоятельны в выборе оценщика.
5. Статьей 10
Закона установлены существенные условия договора между оценщиком и заказчиком,
а также письменная форма договора, не требующая нотариального удостоверения.
6. Спор о
достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки,
установленной в отчете оценщика, подлежит согласно статье 13 Закона
рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским судом), который вправе
обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения
спора, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
7. Статьей 16
Закона предусмотрены правила, обеспечивающие независимость оценщика, а статьей
17 - обязательность страхования гражданской ответственности оценщиков.
Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с
осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в силу
решением суда, арбитражного суда или третейского суда.
8. Статьи 18 - 24
определяют порядок регулирования оценочной деятельности. Контроль
за ее осуществлением возложен на органы, уполномоченные Правительством
Российской Федерации. Дополнительно к государственному регулированию
допускается саморегулирование оценочной деятельности, осуществляемой
саморегулируемыми организациями оценщиков. Установлены требования к
лицензированию оценочной деятельности.
9. Закон, согласно
статье 25, вступил в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ