ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 28 октября 1998
г. N С3-7/УЗ-819
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ
О
ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В порядке
информации сообщаем, что Государственной Думой 16 сентября 1998 г. принят
Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности
(далее - Закон).
Закон подписан
Президентом Российской Федерации 25 октября 1998 г. (N 158-ФЗ) и вступил в силу
со дня его официального опубликования в Российской газете N 188 от
3 октября 1998 г.
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации рекомендует обратить внимание на следующие его
положения.
1. Федеральный закон распространяется на органы государственной
власти, местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных
предпринимателей, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования
отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной
политики при осуществлении лицензирования, при урегулировании и защите прав
граждан, нравственности, здоровья, обеспечении обороны, безопасности
государства, а также на установление правовых основ единого рынка (п. 1 ст. 1).
2. Действие Закона
не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность,
деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с
использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с
использованием результатов интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1).
3. Одним из
основных принципов лицензирования, определенных в статье 3 Закона, является
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка
лицензирования на территории Российской Федерации. При этом статьей 18 Закона
установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений
и дополнений в установленный Федеральным законом перечень видов деятельности,
на осуществление которых требуются лицензии. Перечень конкретных видов
деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в главе
III Федерального закона.
Виды деятельности,
не включенные в перечень, осуществляются со дня вступления Закона в силу без
лицензии, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов
деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами,
вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Определено также,
что установленный Законом порядок лицензирования отдельных видов деятельности
не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности,
лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу
Федерального закона иными федеральными законами (п. 3 ст. 19 Закона).
4. Осуществлению
лицензирования посвящена глава II Закона. Регулируются вопросы действия
лицензии (ст. 7); срока действия лицензии (ст. 8); лицензионных требований и
условий (ст. 9); принятия решения о выдаче лицензии (ст. 10); приостановления
действия и аннулирования лицензии (ст. 13) и др.
Так, в пункте 3
статьи 13 Закона установлено, в частности, что лицензия может быть аннулирована
решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию,
или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить
действие лицензии до вступления в силу решения суда. Этой же нормой Закона
предусмотрен перечень оснований для аннулирования лицензии.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ