Письмо ВАС РФ от 20.01.1999 N С1-7/УП-61

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 января 1999 г. N С1-7/УП-61

 

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.98 N 1529 утвержден план действий по реализации документа О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально - экономического положения в стране (опубликовано в Российской газете 05.01.99 N 1).

В числе мероприятий названного плана предусмотрено впредь до завершения реструктуризации просроченной задолженности приостановить подачу заявлений о признании несостоятельными организаций, имеющих задолженность перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Подготовка соответствующего решения Правительства Российской Федерации возложена на ФСДН России, Мингосимущество России, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, Минюст России.

Как показывает изучение имеющихся данных, количество заявлений о несостоятельности, поступающих в арбитражные суды, за последнее время резко возросло. Среди них значительную долю составляют обращения в связи с долгами перед государством организаций топливно - энергетического комплекса, предприятий оборонной промышленности.

В связи с этим и учитывая принятие Правительством указанного выше Постановления, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает необходимым рекомендовать арбитражным судам следующее:

- при поступлении заявлений о признании банкротами организаций, имеющих задолженность перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, в порядке подготовки дел к судебному разбирательству предлагать вышестоящим по отношению к заявителям органам представить сведения, подтверждающие обоснованность требований заявителей;

- активнее использовать полномочия в части принятия мер к примирению должника и кредиторов и достижению ими мирового соглашения;

- тщательно исследовать возможности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе в связи с находящимися в производстве делами по искам должников к своим контрагентам;

- особое внимание обращать на предлагаемые кредиторами кандидатуры арбитражных управляющих, имея в виду не только соответствие их требованиям, предусмотренным законом (статья 19 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве)), но и опыт предыдущей работы, наличие или отсутствие личной заинтересованности в процедуре банкротства должника и т.д.;

- избегать поспешности и формализма при введении той или иной процедуры банкротства, учитывать социально - экономические последствия банкротства организации;

- иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента, в связи с чем необходимо тщательно исследовать конкретные обстоятельства по делу с учетом требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для сведения также сообщается.

Законопроект об особенностях банкротства субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса принят в первом чтении Государственной Думой. Этот документ направлен арбитражным судам (см. письмо от 05.01.99 N С5-7/43-1).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10.11.98 Правительством Российской Федерации разрабатывается проект закона об особенностях банкротства предприятий оборонно - промышленного комплекса.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подготовил ряд предложений по совершенствованию Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) и направил их в Правительство Российской Федерации.

Готовится информационное письмо с ответами на конкретные, наиболее типичные вопросы судебной практики рассмотрения дел о банкротстве, которое в ближайшее время будет направлено арбитражным судам.

 

В.Ф.ЯКОВЛЕВ