ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 1999
г. N С5-7/УЗ-164
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА И
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 декабря 1998 года принят
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции (далее - Закон). Закон подписан Президентом
Российской Федерации 7 января 1999 г. N 18-ФЗ и опубликован в Российской
газете 19 января 1999 г. N 9.
1. Действие Закона
распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица
(организации) независимо от их организационно - правовых форм и форм
собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью
по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 1
Закона).
При этом пунктом 3
статьи 1 Закона предусмотрены виды деятельности, на которые действие Закона не
распространяется.
2. Основные
понятия, используемые в целях Закона, определяются в статье 2 (понятия
этилового спирта, спиртосодержащей продукции, промышленного производства
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборота и др.).
Так, понятие
оборота определяется как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе
экспорт), хранение и розничная продажа.
3. В соответствии
со статьей 4 Закона государственная монополия на производство и (или) оборот
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории
Российской Федерации может вводиться федеральным законом.
4. В главе II
Закона предусмотрены требования к производству и обороту этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, не допускается
сдача в аренду основного технологического оборудования для производства
этилового спирта и алкогольной продукции (пункт 6 статьи 8). Не допускаются
действия, направленные на уменьшение доли акций государства в общем объеме
уставного капитала акционерных обществ, осуществляющих деятельность по
производству этилового спирта (пункт 7 статьи 8 Закона).
Статья 9 Закона
регулирует оборот этилового спирта. В частности, закупка и поставка этилового
спирта для федеральных государственных нужд осуществляются на основании
законодательства Российской Федерации о поставках продукции для федеральных
государственных нужд организациями, имеющими оборудование для хранения и отпуска
этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества (пункт 1).
Экспорт и импорт
этилового спирта осуществляются только унитарными предприятиями или
хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51% акций
(долей) и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление такой
деятельности (пункт 4).
Квоты на закупку
этилового спирта выдаются организациям при наличии предусмотренных Законом
лицензий на осуществление деятельности с использованием этилового спирта.
Порядок определения квот на закупку этилового спирта устанавливается
Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона).
Статья 13 Закона
регулирует экспорт и импорт алкогольной продукции. Вывоз и ввоз на таможенную
территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке,
предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, организациями,
имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и поставки алкогольной
продукции.
В соответствии со
статьей 16 Закона поставки и розничная продажа алкогольной продукции
осуществляются организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют
розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется
только при наличии соответствующих лицензий.
5. Вопросы
лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентируются главой III Закона.
Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и
аннулирования лицензии установлен в статье 20 Закона. При этом следует иметь в
виду, что принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия
лицензии может быть обжаловано в суд.
Лицензия на
производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления
лицензирующего органа. Законом предусмотрены основания для аннулирования такой
лицензии в судебном порядке.
До вступления
решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие
лицензии (пункт 3 статьи 20 Закона).
В соответствии со
статьей 22 Закона решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем
в лицензирующий орган и (или) в суд.
6. Статья 26 Закона
предусматривает перечень ограничений в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, запрещается
заключение договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт,
алкогольная или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае договоры
считаются ничтожными.
Иные ограничения в
области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции могут устанавливаться только федеральным законом.
7. Закон вводится в
действие со дня его официального опубликования. При этом предусмотрено, что
абзац второй пункта 2 статьи 8 и абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Закона
вводятся в действие с 1 января 2000 года.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ