ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 1999 г. No. С5-7/УЗ-237
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.10.98 No. 168-О
В порядке
информации сообщается, что Конституционный Суд Российской Федерации вынес
определение по запросу администрации Московской области о проверке
конституционности части 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
1. В названном
определении отмечается, что по смыслу Конституции Российской Федерации (часть 1
статьи 34) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере
государственного и муниципального управления и предпринимательскую
деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (абзац 1 пункта
4 определения).
При этом
указывается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер
правоспособности публично - правовых образований, каковыми являются Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Они
участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной
правоспособностью, которая в силу их публично - правовой природы не совпадает с
правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических
лиц. Не могут они выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку
такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов
учредителю доверительного управления (статьи 1018 и 1023 Гражданского кодекса
Российской Федерации), что противоречит природе этих образований (абзац 3
пункта 4 определения).
2. Публично -
правовые образования, государственные органы и органы местного самоуправления
исключены из круга лиц, наделенных правом осуществлять права и обязанности
доверительных управляющих, что следует, по мнению Конституционного
Суда Российской Федерации, из смысла пунктов 1 и 2 статьи 1015 Гражданского
кодекса Российской Федерации (абзац 4 пункта 4 определения).
3. В указанном
определении Конституционного Суда приводится информация, свидетельствующая о
различных подходах арбитражных судов к пониманию статьи 1015 Гражданского
кодекса Российской Федерации и к толкованию ее положений в правоприменительной
практике (абзацы 2 и 3 пункта 2 определения).
С учетом
изложенного и в целях обеспечения единства правоприменительной практики
предлагается иметь в виду правовую позицию Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженную в определении, относительно того, что Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют
в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью,
обусловленной их публично - правовой природой, и что по смыслу пунктов 1 и 2
статьи 1015 Гражданского кодекса Российской
Федерации публично - правовые образования, государственные органы и органы
местного самоуправления исключены из круга лиц, наделенных правом осуществлять
права и обязанности доверительных управляющих.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ