Письмо ВАС РФ от 11.05.1993 N С-13/ОСЗ-144

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-144

 

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОСНОВАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Высший арбитражный суд Российской Федерации сообщает, что 24 декабря 1991 года принят Закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики, введенный в действие с момента его опубликования (Российская газета N 5 от 23 января 1993 г.).

Закон определяет принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

В соответствии со статьей 1 Закона под недвижимостью в жилищной сфере понимается недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития, жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инфраструктуры жилищной сферы.

Согласно этой же статье Закона жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Статьей 9 Закона определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилья.

При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений.

Статья 10 Закона не допускает принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Если собственником является юридическое лицо, то такое изъятие по основаниям, предусмотренным законом, может проводиться лишь на основе решения арбитражного суда. При этом действуют общие основания изъятия имущества у собственника, поскольку настоящим Законом специальные основания изъятия не установлены.

Следует иметь в виду, что пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации О введении в действие Закона Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики установлено, что договоры купли-продажи и аренды жилья, противоречащие части третьей статьи 17 и части третьей статьи 19 указанного Закона, подлежат отмене.

 

Заместитель Председателя

Высшего арбитражного суда Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ