ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 1999 г.
N С5-7/УЗ-648
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ О КОНКУРСАХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ
ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ
ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ
УСЛУГ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 7 апреля 1999 года
Государственной Думой принят Федеральный закон О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд (далее - Закон), который подписан Президентом Российской
Федерации 6 мая 1999 года (N 97-ФЗ) и опубликован в Российской
газете от 13 мая 1999 г. N 91.
Закон вступил в
силу со дня его официального опубликования (ст. 26).
В связи с этим
предлагается обратить внимание на следующие положения Закона.
1. Закон
применяется в случаях проведения конкурсов на размещение заказов на поставки
товаров (работ, услуг) для государственных нужд (далее - конкурсы).
При этом
следует иметь в виду, что особенности проведения конкурсов на размещение
заказов на строительные работы для государственных нужд, поставки топлива для
государственных нужд, закупку и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья,
продовольствия для государственных нужд, а также на поставки топлива и
продовольствия для государственных нужд в районы Крайнего Севера и приравненные
к ним местности могут быть предусмотрены иными федеральными законами (п. 2 ст. 1).
2. В соответствии
со статьей 5 Закона участником конкурса может быть только поставщик
(исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые
ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг).
Дополнительные
требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса вправе
устанавливать организатор конкурса.
3. Закон
предусматривает возможность участия в конкурсе иностранных поставщиков
(исполнителей) товаров (работ, услуг) в случае, если производство товаров
(работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или
экономически нецелесообразно (ст. 6).
4. Согласно статье
9 размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных
нужд осуществляется организатором конкурса посредством открытых конкурсов (в
том числе двухэтапных конкурсов) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных
конкурсов). Открытый конкурс рассматривается в качестве наиболее предпочтительного.
5. Главой II Закона
регулируются вопросы, связанные с проведением открытого конкурса. В частности,
определены условия и порядок предварительного отбора участников открытого
конкурса, а также требования к документации о предварительном отборе. При этом
предусмотрено, что право на участие в открытом конкурсе имеют только поставщики
(исполнители), прошедшие предварительный отбор (ст. 11).
Извещение о
проведении открытого конкурса его организатор публикует в средствах массовой
информации, в том числе в официальном издании уполномоченного органа
исполнительной власти (ст. 12).
В статье 16 Закона
определен срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе и условия его
продления. При этом установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе
оформляется в письменной форме и подается в запечатанном конверте в порядке,
предусмотренном организатором открытого конкурса в конкурсной документации. О
получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения организатором
открытого конкурса выдается расписка (п. 4).
6. Для принятия
решения о победителе открытого конкурса создается конкурсная комиссия (ст. 18).
Победителем
открытого конкурса признается участник открытого конкурса, в заявке которого на
участие в открытом конкурсе предложены лучшие условия поставок товаров (работ,
услуг) для государственных нужд (п. 1 ст. 21).
Не позднее
чем через 20 дней со дня определения победителя открытого конкурса организатор
этого конкурса обязан опубликовать в средствах массовой информации, в том числе
в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной
власти, информацию о результатах открытого конкурса - о наименовании победителя
открытого конкурса, о наименованиях поставляемых им товаров (работ, услуг) и
ценах поставляемых товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 21).
7. В статье 22 (гл.
III) предусмотрено, что организатор конкурса по согласованию с уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в
соответствии с данным Законом в случаях, если предметом государственного
контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и
безопасности государства в части, составляющей государственную тайну в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также
если технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным
числом поставщиков (исполнителей).
8. В главе IV
регулируются вопросы проведения двухэтапного конкурса. Предусмотрено, в
частности, что он проводится в случаях, если организатору конкурса необходимо
провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их
возможности обеспечить государственные нужды, а также
если организатор конкурса намерен заключить государственный контракт на
выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и
технологических работ. К проведению двухэтапных конкурсов применяются
соответствующие положения глав II и III названного Закона (п. п. 1, 2 ст. 23).
9. Согласно статье
24 решения, принятые организатором конкурса при проведении конкурса, могут быть
обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
10. В
заключительных положениях Закона признаются утратившими силу пункт 6 статьи 3
Федерального закона О поставках продукции для федеральных государственных
нужд и абзац второй пункта 4 статьи 3 Федерального закона О
государственном оборонном заказе (ст. 27).
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ