Информационное письмо ВАС РФ от 04.08.1999 N С5-7/УЗ-885

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 4 августа 1999 г. N С5-7/УЗ-885

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

В порядке информации сообщается, что 16 июля 1999 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон Об основах обязательного социального страхования N 165-ФЗ (далее - Федеральный закон).

Федеральный закон опубликован в Российской газете от 21 июля 1999 г. N 139 и вступил в силу со дня его официального опубликования.

Предлагается обратить внимание на следующие положения:

1. Федеральный закон регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования (ст. 1).

2. Согласно статье 6 Федерального закона субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается (п. 3 ст. 6).

3. В статьях 10 - 12 Федерального закона определены права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

4. В статье 13 Федерального закона установлено, что обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При этом согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона страховщиками являются некоммерческие организации.

Организационно - правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования (п. 4 ст. 13).

Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью (п. 3 ст. 13), оперативное управление которыми осуществляют страховщики (п. 5 ст. 13).

5. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат (ст. 16).

6. Статья 20 Федерального закона регулирует вопросы начисления и внесения страховых взносов.

В этой статье, в частности, определено, что страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 2).

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (п. 4).

7. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1 ст. 21).

8. В статье 27 Федерального закона определен порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования. В ней, в частности, установлено, что письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования, рассматривается страховщиком. О принятом решении страховщик сообщает заявителю в письменной форме. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ