ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 6 августа 1999
г. N С5-7/УЗ-894
О ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 22 июня 1999 г.
Государственной Думой принят Федеральный закон Об экспортном
контроле (далее - Закон), который 18 июля 1999 г. подписан Президентом
Российской Федерации (N 183-ФЗ), опубликован в Российской газете от
29 июля 1999 г. N 146 и вступил в силу со дня его официального опубликования.
Предлагается
обратить внимание на следующие положения Закона.
1. Закон
устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы
деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области
экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность
участников внешнеэкономической деятельности.
2. Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих
реализацию установленного названным Законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления
внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при
создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов
вооружения и военной техники (ст. 1).
3. Согласно статье 7 Закона экспортный контроль осуществляется
посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности,
включающих в себя: идентификацию контролируемых товаров, разрешительный порядок
осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и
технологиями, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза контролируемых
товаров и технологий из Российской Федерации, валютный контроль, применение мер
государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших
установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
4. В главе II
Закона устанавливаются правовые основы организации экспортного контроля и
полномочия соответствующих государственных органов в области экспортного
контроля.
5. Требования к
внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями
установлены в статье 18.
В частности, в
Законе установлено, что внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу
контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при
наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары
и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового
поражения и средств его доставки.
6. Законом
установлено, что осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми
товарами и технологиями подлежит лицензированию (ст. 19).
7.
Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами,
результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со
статьями 6 и 20 Закона распространяется экспортный контроль, подлежат
государственной экспертизе.
Результаты
государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче
лицензии или разрешения, предусмотренных статьями 19 и
20 Закона (ст. 21).
8. Согласно пункту
6 статьи 22 лицензия или разрешение могут быть аннулированы без
предварительного уведомления либо их действие может быть приостановлено
государственным органом, которым указанные документы были выданы, в
предусмотренных в этом пункте случаях.
9. В главе VI
регулируются вопросы ответственности за нарушение законодательства Российской
Федерации в области экспортного контроля.
Так, в статье 32
предусмотрено, что организации, нарушившие законодательство Российской
Федерации в области экспортного контроля, могут быть подвергнуты штрафу.
За правонарушения,
предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 30 Закона, налагается
штраф в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, явившихся непосредственными объектами указанных
правонарушений.
За правонарушения,
предусмотренные частями четвертой или пятой статьи 30 Закона, налагается штраф
в размере стократного минимального размера оплаты труда,
установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения
штрафа.
Взыскание указанных
в статье 32 Закона сумм штрафов производится специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
В случае
правонарушения, предусмотренного частями первой, второй или третьей статьи 30
Закона, повлекшего за собой причинение существенного ущерба политическим и
экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности
государства либо совершенного повторно, организация может быть лишена права
заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех
лет.
Решение о лишении
организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности
принимается Правительством Российской Федерации по представлению
межведомственного координационного органа по экспортному контролю.
В статье 33
предусмотрено, что решения и действия (бездействие) федеральных органов
исполнительной власти и их должностных лиц при осуществлении экспортного
контроля могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ