ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2000
г. N С5-7/УЗ-101
О
ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации информирует, что 24 ноября 1999 г. Государственной
Думой принят Федеральный закон О государственном земельном кадастре
(далее - Закон), который 2 января 2000 г. подписан Президентом Российской
Федерации (N 28-ФЗ) и опубликован в Российской газете от 10 января
2000 г. N 5.
При этом
предлагается обратить внимание на некоторые положения названного Закона.
1. Закон регулирует
отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению
государственного земельного кадастра и при использовании его сведений (ст. 23
Закона).
2. В статье 1
даются основные понятия, которые используются в целях настоящего Закона. В частности, государственный земельный кадастр определен как
систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате
проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о
местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской
Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на
земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов
(далее - сведения государственного земельного кадастра).
Установлено также,
что государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и
индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в
результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые
позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить
его качественную и экономическую оценки.
Государственный
кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому
земельному участку кадастрового номера.
3. В соответствии
со статьей 7 Закона государственному кадастровому учету подлежат земельные
участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм
собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования
земельных участков.
При этом следует
иметь в виду, что государственный кадастровый учет земельных участков,
проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до
вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически
действительным.
4. Законом
определено, что сведения государственного земельного кадастра носят открытый
характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской
Федерации к категории ограниченного доступа (ст. 8).
Сведения об
определенном земельном участке предоставляются бесплатно, в частности судам, имеющим
в производстве дела, связанные с данным земельным участком, с оплатой ими
стоимости копирования и доставки предоставляемых сведений (ст. 22).
5. Законом
установлено, что Единый государственный реестр земель содержит сведения о
существующих и прекративших существование земельных участках. Моментом
возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как
объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является
дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель
(ст. 14).
6. В главе IV
Закона регулируются вопросы, относящиеся к ведению государственного земельного
кадастра.
Установлено, что
документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется
на бумажных и (или) электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные
на бумажных носителях, если иное не установлено Федеральным законом (п. 6 ст.
17).
В статье 20
определены основания приостановления проведения и отказа в проведении
государственного кадастрового учета земельных участков. Предусмотрено,
что отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков
или уклонение соответствующего органа от проведения государственного
кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными
лицами в суд, арбитражный суд.
В статье 21
регулируются вопросы исправления технических ошибок, допущенных при ведении
государственного земельного кадастра. В частности, в случаях, если существуют
основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред
либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих
лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном
кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда,
арбитражного суда.
7. Закон, согласно
его статье 26, вводится в действие через шесть месяцев после его официального
опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в
действие.
По правоотношениям,
возникшим до введения его в действие, он применяется к тем правам и
обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Заместитель
Председателя
Высшего Арбитражного
Суда
Российской
Федерации
О.В.БОЙКОВ