Информационное письмо ВАС РФ от 06.07.1993 N С-13/ОСЗ-214

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 6 июля 1993 г. No. С-13/ОСЗ-214

 

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА О ЗЕРНЕ

 

Верховным Советом Российской Федерации 14 мая 1993 г. принят Закон Российской Федерации No. 4973-I О зерне, введенный в действие со дня опубликования (опубликован в Российской газете от 29.05.93 No. 102).

1. Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства. Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

2. На основании статьи 4 Закона государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации зерна и и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского питания.

3. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне Законом предусмотрено создание федерального фонда зерна и региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

4. В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.

Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд с выдачей им государственных лицензий.

Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.

5. Для закупки и поставки зерна в региональные фонды зерна органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются региональные заказчики, наделенные правом передавать на конкурсной основе часть своих полномочий предприятиям, учреждениям и организациям с выдачей им лицензий.

6. В соответствии со статьей 3 Закона производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.

7. Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.

8. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей гарантируют производителям зерна авансовую оплату в размере не менее 40 процентов стоимости законтрактованного объема поставок зерна и семян по нижнему гарантированному уровню закупочных цен.

В целях предоставления дополнительных кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации О залоге. Производители зерна участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.

9. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды.

10. В случае невыполнения контракта в установленный срок, по объемам поставок зерна либо по оговоренным обязательствам (за исключением случаев стихийных бедствий) виновная сторона уплачивает пострадавшей неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции либо от стоимости оговоренных контрактом обязательств.

При невыполнении обязательств по контракту, кроме уплаты неустойки, пострадавшей стороне возмещаются убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Глава IV Закона содержит нормы, регулирующие рынок зерна.

Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торгово-закупочных операциях с зерном.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей устанавливают порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном.

Лицензии на осуществление торгово-закупочных операций с зерном выдаются на основе заранее определенных, а также возможных дополнительных условий, способствующих развитию торговли и производства зерна.

Лицензия не может быть выдана до тех пор, пока обратившееся за ней лицо не докажет финансовую и производственную возможность обеспечить выполнение заранее определенных и дополнительно устанавливаемых условий.

Каждый лицензиат до начала сельскохозяйственного года согласовывает в установленном Правительством Российской Федерации порядке максимальные размеры оплаты за предоставляемые услуги, связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.

12. Арбитражным судам следует иметь в виду, что споры о понуждении поставщиков заключить контракт с государственным заказчиком на закупку зерна не подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

Возникшие при заключении государственного контракта разногласия по отдельным условиям контракта о принятии заказа на поставку зерна подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф. ЯКОВЛЕВ