ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 2001 г. No. С7-7/УЗ-673
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации информирует, что 11 апреля 2001 года Государственной
Думой принят Федеральный закон Об арбитражных заседателях арбитражных судов
субъектов Российской Федерации (далее - Федеральный закон), который 30
мая 2001 года подписан Президентом Российской Федерации (No.
70-ФЗ) и опубликован в Парламентской газете от 1 июня 2001 года No. 99.
В связи с этим
предлагается организовать в арбитражных судах изучение Федерального закона,
обратив при этом внимание на следующие его положения.
1. В статье 1
Федерального закона раскрываются общие положения относительно участия
арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. В частности, указывается,
что арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при
рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой
инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Следует отметить,
что арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству
стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до
начала рассмотрения дела по существу.
Федеральным законом
также определено, что состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного
дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем
влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из
одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является
председательствующим в судебном заседании (п. 2 ст. 1).
При этом следует
иметь в виду, что арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела
и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении
правосудия они пользуются правами и несут обязанности
судьи.
2. В статье 2
перечисляются требования, предъявляемые к кандидатам в арбитражные заседатели.
Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, с
безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж
работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или
предпринимательской деятельности не менее 5 лет. Не
привлекаются к осуществлению правосудия в качестве арбитражных заседателей
лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом
Об основах государственной службы Российской Федерации и другими
федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах
местного самоуправления, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты,
нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов
внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности,
федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской
Федерации, органов, исполняющих наказание, а также лица, осуществляющие частную
детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии). Не могут
быть также арбитражными заседателями лица, имеющие не снятую или не погашенную
в установленном законом порядке судимость либо
совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти.
3. Следует отметить, что списки арбитражных заседателей формируют
арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах
арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово - промышленными
палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и
профессиональными объединениями, потом они представляются арбитражными судами
субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и
утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в Вестнике
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и могут быть опубликованы
в иных средствах массовой информации (статья 3 Федерального закона).
4. Статья 4
устанавливает срок полномочий арбитражного заседателя в два года, по истечении
которого он может быть назначен повторно.
Срок полномочий
арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием,
может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до
окончания рассмотрения дела по существу.
5. В статье 5
определены основания приостановления и прекращения полномочий арбитражных
заседателей.
6. Статьей 6
Федерального закона предусмотрено вознаграждение арбитражного заседателя за
участие в осуществлении правосудия. Данная норма включена в Федеральный закон в
целях реализации статьи 8 Федерального конституционного закона О судебной
системе Российской Федерации, предусматривающей выплату арбитражным
заседателям вознаграждения из федерального бюджета.
7. В статье 7
Федерального закона устанавливаются гарантии независимости арбитражного
заседателя. На арбитражного заседателя, членов его семьи на
период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности
судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации,
Федеральным конституционным законом О судебной системе Российской Федерации,
Законом Российской Федерации О статусе судей в Российской
Федерации, Федеральным законом О народных заседателях федеральных
судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
8. Статья 8
посвящена заключительным положениям, в которой, в частности, предусмотрено, что
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При
этом следует обратить внимание, что арбитражные заседатели, утвержденные
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до вступления в силу
Федерального закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня
вступления в силу Федерального закона.
По истечении этого
срока полномочия арбитражных заседателей считаются прекращенными, если
арбитражные заседатели не были утверждены в порядке, предусмотренном статьей 3
Федерального закона.
Заместитель
Председателя
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
Э.Н.РЕНОВ