ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО
АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 15 августа 2003
г. N 74
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
До внесения
соответствующих изменений в действующую редакцию Федерального закона от 25
февраля 1999 года N 40-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рекомендует арбитражным судам при применении Федерального закона от 26 октября
2002 года N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) в судебной
практике руководствоваться следующим:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Федерального закона О
несостоятельности (банкротстве) и статьей 40 Федерального закона О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций наличие приказа
Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций является необходимым условием принятия арбитражным судом к
рассмотрению заявления о признании данной кредитной организации банкротом.
Если к моменту рассмотрения вопроса о принятии заявления о признании
кредитной организации банкротом арбитражным судом принято решение о признании
недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации
указанной лицензии, арбитражный суд на основании статьи 43 Федерального закона
О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций возвращает
заявление о признании кредитной организации банкротом.
В соответствии с
частью 5 статьи 20 Федерального закона О банках и банковской
деятельности обжалование решения Банка России об отзыве лицензии или
применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не
приостанавливает действия указанного решения и не свидетельствует о сохранении
лицензии у кредитной организации применительно к законодательству о
банкротстве.
2. Если приказ
Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации признается
недействительным после принятия заявления о признании этой организации
банкротом, но до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу
о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если Приказ Банка
России об отзыве лицензии у кредитной организации признается недействительным
после принятия решения о признании этой организации банкротом, производство по
делу о банкротстве кредитной организации продолжается в общем порядке.
3. В соответствии
со статьями 181 и 182 Федерального закона О несостоятельности
(банкротстве) в отношении кредитной организации не предусматривается
возможность введения процедуры наблюдения по результатам рассмотрения заявления
о признании кредитной организации банкротом. В связи с этим после введения в
действие Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) (3
декабря 2002 г.) процедура наблюдения, установленная в действующей редакции
Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций, при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не
подлежит применению.
4. При вынесении определения о принятии заявления о признании
кредитной организации банкротом арбитражный суд на основании абзаца второго
пункта 6 статьи 42 Федерального закона О несостоятельности
(банкротстве) назначает дату проведения судебного заседания, на котором
проверяется обоснованность требований заявителя и исследуется вопрос о наличии
или отсутствии признаков банкротства кредитной организации, позволяющих принять
решение о признании ее несостоятельной.
5. В случае
вынесения ранее определения о введении процедуры наблюдения арбитражный суд при
получении заявления от лица, участвующего в деле, назначает судебное заседание
для рассмотрения в соответствии с пунктом 1 статьи 182 Федерального закона
О несостоятельности (банкротстве) вопроса о признании кредитной
организации несостоятельной или об отказе в признании ее таковой. При этом в
случае признания кредитной организации несостоятельной и открытия конкурсного
производства кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов
в ходе процедуры наблюдения, считаются лицами, участвующими в деле, и не должны
предъявлять свои требования повторно.
6. Правило, содержащееся в пункте 2 статьи 35 Федерального закона
О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, носит специальный
характер по отношению к положениям статей 15, 42 и 45 Федерального закона
О несостоятельности (банкротстве) и означает, что к моменту
рассмотрения заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом
кандидатура арбитражного управляющего должна быть в установленный срок
предложена Банком России. При этом предложенное Банком России лицо
должно соответствовать требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим в
соответствии со статьей 20 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве),
и иметь аттестат арбитражного управляющего (статья 6 Федерального закона
О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
7. Пункт 2 статьи
35 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций подлежит применению также в следующих случаях: когда с
заявлением о признании кредитной организации несостоятельной обращается не Банк
России, а иное лицо; когда в процессе конкурсного производства решается вопрос
о назначении нового арбитражного управляющего.
8. Правило, содержащееся в абзаце втором пункта 1 статьи 6
Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций, носит специальный характер по отношению к положениям
Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) и означает,
что к моменту рассмотрения заявления о признании отсутствующей кредитной
организации банкротом кандидатура конкурсного управляющего может быть
предложена Банком России из числа служащих Банка России, при этом на служащих
Банка России не распространяются требования, предъявляемые к арбитражным
управляющим в соответствии со статьей 20 Федерального закона О
несостоятельности (банкротстве).
Председатель
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ