ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО
АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2006
г. N 105
О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ
С ВСТУПЛЕНИЕМ В
СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 04.11.2005 N
137-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР
ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
УРЕГУЛИРОВАНИЯ
СПОРОВ
В связи с
вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации
в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур
урегулирования споров (далее - Закон) и в целях правильного и
единообразного применения его положений Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации информирует
арбитражные суды о следующих выработанных рекомендациях.
1. Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую
деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если
федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Законом предусматривается
иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению
налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской
Федерации без обращения в суд.
В связи с
этим при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда
Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о
взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и
санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами
самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к
пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае
принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций,
которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу
подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
2. При рассмотрении дел арбитражным судам следует учитывать, что
отсутствие утвержденных Министерством финансов Российской Федерации по
согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации формы требования об
уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и формы решения о
взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 01.01.2006
до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных
органов Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с заявлениями о
взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно
Закону могут взыскиваться по решению указанных органов.
3. Статьей 3 Закона установлено, что поданные в соответствии с главой
26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу Закона
заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на
основании Закона могут взыскиваться по решению налогового органа,
территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат
рассмотрению в соответствии с АПК РФ.
Следовательно, если
такое заявление налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда
Российской Федерации подано в арбитражный суд до 01.01.2006, то дело с учетом
положений статьи 114 АПК РФ рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном
главой 26 АПК РФ.
4. По смыслу статей
101 и 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о
взыскании налоговой санкции выносится на основании решения о привлечении
налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового
правонарушения и фактически является частью решения о привлечении к
ответственности. Основания привлечения к ответственности -
обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как
они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые
подтверждают названные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в
свою защиту, и результаты проверки этих доводов, конкретные налоговые
правонарушения со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие данные правонарушения
и применяемые меры ответственности, - указываются в решении о привлечении
налогоплательщика к ответственности за совершение налогового
правонарушения (пункт 3 статьи 101 НК РФ), но не в решении о взыскании
налоговой санкции.
Применяя данные положения,
следует учитывать, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика
(иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает
обжалование, в том числе решения о взыскании налоговой санкции, и влечет
обязательное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции.
В случае обжалования в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика
(иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения суд
может приостановить исполнение решения на основании части 3 статьи 199 АПК РФ с
учетом положений главы 8 АПК РФ.
Решение о
привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения может предусматривать не только меры
ответственности - налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и
взыскание недоимки по налогу и пеней, о чем налогоплательщику также
направляется требование (пункт 4 статьи 101 Кодекса). В связи
с этим при рассмотрении дел об оспаривании действий налоговых органов по
взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней следует иметь в виду, что
обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования
решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового
правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено.
5. При рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым
взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по
страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации с изменениями, вступившими в силу с
01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию
указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда
Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
6. Согласно абзацу
седьмому пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний привлечение страхователя к ответственности
осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ
для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает,
что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном
главой 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о
взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя
(его заместителя) органа.
Вместе с
тем недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со
страхователя согласно пункту 6 статьи 22.1 Федерального закона Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний с физического лица в судебном порядке, а с
юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном
порядке недоимки и пеней.
7. При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения,
предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования, следует исходить из прямого указания,
содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится
органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Председатель
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
А.А.ИВАНОВ