ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 января 1994
г. N ОЩ-7/ОЗ-8
Президентом
Российской Федерации издан Указ N 1767 от 27 октября 1993 года О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России,
который вступил в силу с момента опубликования (опубликован в Российской
газете N 202 от 29.10.93).
В связи с изданием
этого Указа Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует о
следующем.
1. В пункте 1 Указа
установлено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся
к недвижимости. А совершение сделок с земельными участками регулируется
гражданским законодательством с учетом земельного, лесного,
природоохранительного, иного специального законодательства и данного Указа.
2. В соответствии с
пунктом 2 Указа граждане и юридические лица - собственники земельных участков
имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог,
аренду, обменивать, передавать земельный участок или его часть в качестве
взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ,
кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.
3. Право
собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое выдается
соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению
местной администрации. Свидетельство на право собственности на землю подлежит
обязательной регистрации в регистрационной (поземельной) книге (пункт 3 Указа).
4. Указом
предусмотрено, что государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной
собственности на землю, а также защиту прав собственников при совершении ими
сделок с землей.
При этом
установлено, что все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных
участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке
(пункт 4 Указа).
Подведомственность
этих споров арбитражным судам определяется в соответствии с их компетенцией,
установленной статьями 20 и 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, а также другими законодательными актами Российской Федерации.
5. В пункте 8 Указа
предусмотрено, что продажа земель может осуществляться на конкурсах или аукционах.
Причем установлено, что продажа земельных участков, используемых в
сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения
производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
6. Согласно пункту
11 Указа с 1994 года отменяются обязательные поставки и иные формы
принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные
ресурсы.
Кроме того,
Президентом Российской Федерации издан Указ N 2162 от 16 декабря 1993 года
Об усилении государственного контроля за
использованием и охраной земель при проведении земельной реформы.
Указом впредь, до
принятия Основ земельного законодательства Российской Федерации,
устанавливаются основания привлечения граждан, должностных и юридических лиц к
ответственности за нарушения земельного законодательства в виде штрафа,
налагаемого в административном порядке, и размеры штрафа (пункт 1 Указа).
В
соответствии с пунктом 2 Указа самостоятельно рассматривать дела о нарушениях
земельного законодательства имеют право главный государственный инспектор по
использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители,
государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, а
также должностные лица специально уполномоченных государственных органов, на
которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель. При этом
предусмотрено, что конкретные полномочия указанных лиц по наложению штрафов
устанавливаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
Указом также
регулируется порядок перерасчета размеров штрафов, установленных Земельным
кодексом РСФСР и выраженных в твердых суммах (пункт 3 Указа).
И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
М.К.ЮКОВ