ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО
АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПИСЬМО
от 20 октября 2010
г. N 142
О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ
СБОРА
ЗА ПОДАЧУ И УБОРКУ
ВАГОНОВ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ
В связи с
возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения пункта 2.7.1
Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой
грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3),
утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской
Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (далее - Тарифное руководство N 3), Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16
Федерального конституционного закона
Об арбитражных судах в Российской Федерации информирует арбитражные
суды о выработанных рекомендациях.
Абзацем третьим
статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за
работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов
перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев
железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту
2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних
вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного
транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по
одному из двух вариантов:
в зависимости от
среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8
Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит
железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 3, если
железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
за каждый
выход локомотива по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3, если
железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый
выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам
таблицы N 11 Тарифного руководства N 3, если железнодорожный подъездной путь
принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 групп железнодорожных
подъездных путей).
На основании пункта
2.7.2 Тарифного руководства N 3 выбор варианта оплаты для 1 и 2 групп
железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем,
грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении
или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора,
связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.
Определяющим
фактором для исчисления сбора является расчетный период, который
устанавливается в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки (пункт
2.7.5 Тарифного руководства N 3).
В случае если
стороны установили расчетный период применительно к истекшему периоду отношений
(например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в
зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем
году.
Тарифным
руководством N 3 (пункт 2.7.1) предусмотрено внесение сбора в зависимости от
среднесуточного числа поданных и убранных вагонов, однако в случае крайне
незначительного среднесуточного количества подаваемых и убираемых вагонов (от
0,5 - 1,5 вагонов - 1 и 2 групп) среднесуточный расчет
может заменяться расчетом по каждому выходу локомотива.
Таким образом,
Тарифное руководство N 3 позволяет сторонам договора, связанного с подачей и
уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного
подъездного пути, установить в договоре порядок оплаты в зависимости от
фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер.
Судам
следует иметь в виду, что, установив в договоре условие об оплате работы
локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и
убранных вагонов в истекшем периоде, стороны тем самым согласовали схему оплаты
не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за
соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке
вагонов.
Интересы владельца
железнодорожных путей необщего пользования в случае уменьшения количества
подаваемых и убираемых вагонов в текущем периоде могут быть учтены при
заключении договора на очередной (последующий) период с иными условиями в соответствии
с установленным порядком.
Председатель
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
А.А.ИВАНОВ